МОСКВА, 15 июл - РИА Новости. Пожар, вспыхнувший в здании Всероссийского научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) в понедельник и унесший жизни двух спасателей, нанес значительный ущерб хранившимся там произведениям искусства, считает эксперт по древнерусской живописи, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян.
"То, что произошло - это страшно, определенно, ущерб есть, и он значителен - очевидцы рассказывали, что даже на расстоянии ста метров от здания чувствовался сильный жар, живопись могла если и не сгореть, то сильно повредиться", - сказал он РИА Новости.
Пожар тушили не только с помощью наземный устройств, но и трех пожарных вертолетов МЧС.
Собеседник агентства уверен, что "в ближайшее время никто не возьмется точно сказать, из каких музеев были попавшие в пожар произведения". Прежде всего, на его взгляд, необходимо определить, что с ними произошло. Вместе с тем, он уверен, что экспонатов из Третьяковской галереи там не было.
"Насколько я знаю, из Третьяковской галереи там ничего не было, поскольку у нас принято отдавать все в свой реставрационный центр, функционирующий со второй половины 1930-х годов", - отметил Нерсесян.
Он напомнил, что реставрация иконы "Троица" Андрея Рублева, которая осуществлялась при участии специалистов ВХНРЦ, проходила в начале 1930-х годов, еще до появления собственных мастерских в Третьяковке.
В настоящее время неподалеку от горевшего здания развернут охраняемый милицией штаб, где сотрудники ВХНРЦ регистрируют эвакуированные из пожара произведения искусства.
Ценности, на которые составлены необходимые документы, спецтранспортом перевозятся в хранилище Минкультуры, музей Рублева и расположенный по соседству со сгоревшим центром Научно-мемориальный музей Жуковского. На месте работают также представители Минкультуры.
Как сообщили РИА Новости в ведомстве ранее, оценить ущерб, нанесенный произведениям искусства, пока не возможно.
Всероссийский научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) был основан в 1918 году по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря, руководившего им вплоть до 1930 года. В центре работают и теоретики искусства, и реставраторы-практики.
Основные научные направления реставрационной деятельности центра - древнерусская живопись, русская живопись XVIII века и научная экспертиза живописных и графических произведений.
Среди наиболее известных произведений, сохранившихся благодаря специалистам центра, - "Троица" Андрея Рублева, "Богоматерь Владимирская", а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.