Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Ожидаемые изменения в командной структуре Вооруженных сил России стали реальностью: президент Дмитрий Медведев вчера подписал указ о создании четырех объединенных стратегических командований, которые будут развернуты на основе четырех новых военных округов.
Командование «Запад» со штабом в Москве, будет управлять силами и средствами Западного военного округа. Новый округ создается на основе прежних Московского, Ленинградского военных округов, Балтийского и Северного флотов.
Командование «Юг», штаб которого будет находиться в Ростове, будет управлять силами Южного военного округа, включающего прежний Северо-Кавказский военный округ, Черноморский флот и Каспийскую флотилию.
Командование «Центр» со штабом в Екатеринбурге, создается для управления Центральным военным округом, который объединит прежний Приволжско-Уральский военный округ и западную часть Сибирского.
И, наконец, командование «Восток» со штабом в Хабаровске получит в распоряжение силы Тихоокеанского флота, Дальневосточного военного округа и большей части Сибирского военного округа.
Руководству новых командований будут подчинены все силы, включая ВМФ, ВВС и ПВО, находящиеся на территории соответствующих округов. Для управления этими силами создаются объединенные штабы.
Система военных округов, существовавшая почти сто пятьдесят лет до того, была выстроена на иных принципах. Командующий военным округом управлял находящимися на вверенной территории частями и соединениями сухопутных войск, и его полномочия не распространялись на иные виды ВС, за исключением фронтовой авиации, в отношении которой периодически проводились эксперименты с подчинением ее командующим военных округов.
Командные структуры (кроме ВМФ) объединялись на оперативном уровне лишь во время войны, когда командующим фронтами подчинялись все действующие в полосе фронта силы, независимо от видовой принадлежности, за исключением некоторых специальных частей, а также частей дальнебомбардировочной авиации, которые управлялись непосредственно Ставкой Верховного Главнокомандования. Взаимодействие с флотом осуществлялось путем передачи тех или иных сил флота в оперативное подчинение на время операции командованию приморских фронтов (или фронтов действующих в районе крупных рек и озер, на которых существовали флотилии ВМФ), либо путем координации действий через вышестоящие инстанции.
В послевоенное время, с учетом резкого роста возможностей ВВС, и такого же роста потенциала флота при действиях против берега, а также появлением систем управления, позволяющих координировать усилия подразделений различных видов вооруженных сил, формирование объединенных штабов стало нормальной практикой на Западе, и, наконец, эта система была признана целесообразной и в России.
Географическое деление новых округов задано основными направлениями возможных действий Вооруженных сил. Западному командованию подчинены объединения, силы и средства которых традиционно предназначались для действий на европейском ТВД и в окрестных водах: Московский, Ленинградский округа, Северный и Балтийский флоты. Командование "Юг" «отвечает» за Кавказ, Черное и Каспийское моря, а также воды Средиземного моря и Западной части Индийского океана. Командование "Центр" можно смело именовать «Центральноазиатским»: в его потенциальную зону ответственности за пределами РФ попадает вся Центральная Азия, от Казахстана до Гиндукуша. Наконец, командование "Восток" управляет объединениями, традиционно «отвечавшими» за восточные рубежи России, Тихий океан и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Новая структура управления должна быть выстроена к 1 декабря текущего года. Отдельные ее элементы уже проходили проверку на учениях «Восток-2010», завершившихся недавно. Создание командований – завершающий этап перехода армии на трехзвенную структуру управления: объединенное стратегическое командование – оперативное командование – бригада. На первом этапе еще в рамках прежней структуры управления были сформированы бригады нового облика, затем штабы армий трансформировались в штабы оперативных командований, и наконец, подошла очередь изменений в штабах высшего уровня.
Новые командования будут управлять войсками не только на территории России но и за ее пределами: каждому из них нарезается зона ответственности за рубежами России, и в границах этой зоны штаб Объединенного стратегического командования будет также распоряжаться всеми силами всех видов ВС.
Независимую командную структуру и систему управления сохраняют только ракетные войска стратегического назначения, как вид сил, находящийся в единоличном и непосредственном распоряжении Верховного Главнокомандующего.
Параллельно с созданием объединенных командований в Вооруженных силах произошла и другая перемена: создана единая структура материально-технического обеспечения армии. Новая структура объединит службы тыла и службы вооружений, отвечая как за подвоз горючего, еды, и прочих необходимых в повседневной и боевой деятельности припасов, так и за доставку в войска боеприпасов и вооружения. Ранее эти функции были разделены. Заместитель министра обороны по вооружениям теперь будет заниматься исключительно вопросами разработки, принятия на вооружение и производства новых видов вооружения и военной техники.
Реформа системы управления Вооруженными силами, с созданием межвидовых командований на месте военных округов, напрашивалась давно, но механизм ее реализации ставит множество вопросов. Первый из них – это насколько отечественный офицерский корпус и генералитет подготовлен к руководству подобными объединениями, которые будут включать столь различные силы. Второй – насколько эти объединения будут способны реагировать на многообразные угрозы, возникающие в обширной зоне ответственности на территории страны и за ее пределами.
Особенно это касается вопросов управления флотом – в том числе на удаленных театрах военных действий – в Индийском океане, Средиземном море и других стратегически важных районах.
Чтобы это управление было эффективным, в межвидовых командованиях должна резко возрасти роль офицеров ВМФ, так как в противном случае флот из самостоятельного вида вооруженных сил превратится де-факто в «морское подразделение армии», что сделает невозможным выполнение большей части задач ВМФ.
Большие вопросы возникают и к оснащенности войск и штабов современным оборудованием управления и связи. Без соответствующих технических возможностей переформирование объединений не даст нужного результата и, более того, резко понизит управляемость войск даже по сравнению с текущей ситуацией, которая не выглядит идеальной.
Следует отметить, что дефицит современных систем управления и связи отмечается как военным, так и гражданским руководством как одна из самых больших бед армии, и действующее в настоящее время распоряжение Президента России предусматривает оснащение штабов новыми средствами управления и связи в течение ближайших 2-3 лет.
Проблемы с подготовкой офицеров и их способностью управлять межвидовыми объединениями так быстро не решить. До того времени, когда новая структура будет полностью работоспособна, пройдут годы, и эти годы будут самым сложным временем в Вооруженных силах России.
Не получится быстро решить и проблемы с вооружением российской армии. Устаревшее и разнотипное вооружение производства 20-30-летней давности также препятствует созданию эффективного боевого механизма. В этом плане надежды стоит возлагать лишь на новую Госпрограмму вооружений на 2011-2020 годы, рассчитывая, что ее выполнение будет более успешным, нежели предшествующих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции