Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Вчера министры экономики и финансов 27 стран ЕС обсуждали пути преодоления экономического кризиса. В итоге были одобрены принятые ранее решения по унификации европейских экономик и соблюдению бюджетной дисциплины участниками Евросоюза.
В тот же день случилось нечто, не слишком рифмующееся с заявлениями о приведении европейских экономик к общему знаменателю - министры финансов ЕС одобрили присоединение Эстонии, страны с не самой сильной экономикой, к зоне евро.
На фоне всего этого все громче звучат голоса экспертов, уверяющих, что только развал еврозоны выведет Европу из кризиса.
Европейские бюрократы не упускают случая напомнить: проект ЕС - политический. Тесная интеграция европейского пространства - главная гарантия того, что события второй мировой войны больше не повторятся. Тот факт, что Старый свет уже более полувека живет без больших войн, сторонники европейской интеграции называют главным своим достижением. Однако все больше экспертов опасаются, как бы сонм проблем, порожденный экономическим мезальянсом между богатыми и бедными участниками Евросоюза, не привел к весьма плачевным последствиям.
Проблема экономической интеграции усложняется тем, что еще на этапе формирования еврозоны ее потенциальные участники преследовали совершенно разные цели. Сильные экспортоориентированные экономики - Германия, Франция, Бенилюкс - рассчитывали получить, и получили, колоссальное конкурентное преимущество из-за возможности продавать свою продукцию, не заботясь о валютных колебаниях. А бедные страны, та же Греция или государства Восточной Европы, надеялись, что смогут, невзирая на слабость своих экономик, привлекать дешевые кредиты. И это им удалось.
В итоге, как отметили в своем докладе эксперты британской исследовательской компании Capital Economics, за последние 10 лет конкурентоспособность Германии по отношению к странам PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания) выросла на треть. Уровень жизни в Германии, Бенилюксе и скандинавских странах по итогам 2009-го оказался 15-35% выше, чем в среднем по ЕС. А европейские «бедняки», набрав дешевых кредитов, попали в долговую яму, из которой самостоятельно им не выбраться.
Как только обозначились проблемы Греции, немало экспертов, в том числе известный финансовый спекулянт Джордж Сорос и профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, заговорили о возможности распада еврозоны, а некоторые (например, эксперты Capital Economics) отстаивали позицию, что подобный исход стал бы благом для многих участников Евросоюза. Сценарии рассматривались разные, г-н Рубини говорил об «отчислении» из еврозоны Греции, Испании и других не слишком экономически успешных участников Союза. Другие считали, что обособиться должны, наоборот, сильные экономики, например, Германия и Франция. В этом случае им не придется больше платить по чужим долгам ради спасения еврозоны. А обесценивание валют государств PIIGS повысит конкурентоспособность их экспорта.
Наиболее логичным аргументом против развала еврозоны представляется техническая сложность выхода из единого валютного пространства. Отсутствие механизма выхода из еврозоны, по мнению Джорджа Сороса, является едва ли не главной проблемой проекта ЕС. Что еще мешает разумной дезинтеграции? Опасность военных конфликтов? Думается, наднациональная бюрократия несколько преувеличивает свою роль в деле сохранения мира на континенте. Отсутствие серьезных социальных и межгосударственных конфликтов в последние десятилетия в Европе - это, скорее, результат экономических процессов, а именно переноса в Азию значительной части европейского промышленного потенциала. Ведь вместе с заводами и фабриками на азиатский континент был экспортирован и набор социальных, экономических и экологических проблем.
Но есть и чисто экономические причины, для сохранения еврозоны и единой валюты. Как полагает начальник аналитического отдела Казначейства Сбербанка РФ Николай Кащеев, еврозона сохраняется и развивается потому, что «мировому рынку капитала совершенно необходима ликвидная альтернатива доллару». Вспомним, что в мае этого года президент США Барак Обама лично звонил лидерам Франции и Германии и настоятельно просил ускорить процесс согласования помощи Греции. Кстати, и зарубежные эксперты отмечали примечательный факт: интересы европейской бюрократии и международных финансовых корпораций вполне могут идти вразрез с экономическими интересами стран-участников Евросоюза.
Пока единственная альтернатива распаду еврозоны - создание единой фискальной системы и единого политического пространства. Но, как признают некоторые экономисты, эффективной такая система будет только при условии усиления роли экономически сильных стран и наделения их правом, например, диктовать фискальную политику более слабым. А это в свою очередь, может привести к недемократической централизации Европы.
Прочие же антикризисные демарши чиновников ЕС являются скорее борьбой со следствиями европейского кризиса, чем с причинами, его породившими. Именно так выглядит предложение главы европейского Центробанка Жана-Клода Трише положить конец олигополии трех ведущих рейтинговых агентств - Fitch, Standard & Poor`s и Moody's. Мол, понижение этими компаниями суверенных рейтингов сначала Греции, а потом Португалии и Испании привели к переполоху на европейских фондовых биржах. А предложенное на днях итальянским банком UniCredit учреждение добровольного банковского стабфонда в 20 млрд евро для поддержки финансового сектора проблемных экономик эксперты вообще назвали малоэффективной мерой. Действительно, что такое 20 млрд евро по сравнению с 750 млрд евро, о выделении которых в мае этого года договорились европейские правительства совместно с МФВ.
Но все в целом подобные меры - не что иное, как консервация действующей системы и как следствие экономических проблем. И негативные прогнозы о том, что стагнация в Европе может растянуться на годы, вполне могут оправдаться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции