Рейтинг@Mail.ru
Богуславский: основы современной школы заложены еще в 30-х годах - РИА Новости, 14.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Богуславский: основы современной школы заложены еще в 30-х годах

Читать ria.ru в
Дзен
Постановлению ЦК ВКП (б) "О всеобщем обязательном начальном обучении" 25 июля исполняется 80 лет. Эта историческая дата 1930 года заложила основы современного российского образования. О том, как это происходило и с каким наследством живет наше нынешнее образование, в интервью РИА Новости рассуждает член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Михаил Богуславский.

Постановлению ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» 25 июля исполняется 80 лет.  Эта историческая дата 1930 года заложила основы современного российского образования. О том, как это происходило и с каким наследством живет наше нынешнее образование, в интервью РИА Новости рассуждает член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Михаил Богуславский.

- Михаил Викторович, чем для нынешнего российского образования отмечен наступающий юбилей?

- 80 лет назад были заложены основы советской системы образования, ее в значительной мере унаследовала сегодняшняя Россия. На протяжении 20 века у нас в стране сосуществовали две концепции школьного образования.

Средоточием одной были знания учащихся, их предметные компетенции, в рамках другой приоритетными выступали различные формы трудовой активности школьников, их социализация и общественно-политическая деятельность.

Современная школа ориентирована на знания, и такой подход возобладал именно с принятием постановления 1930 года: в предшествующее десятилетие советская школа была другой.

- Как развивалась советская школа с 1917 по 1930 год?

- Дореволюционные традиции и достижения школьного образования  не стоит недооценивать, тем не менее, к 1917 году накопился и ряд проблем.

Образование не было всеобщим и было сегрегированным: значительные категории населения — крестьяне, рабочие, женщины — имели малый доступ к образованию. Очень плохо было развито школьное образование в Средней Азии, на Кавказе. Именно этими проблемами была обусловлена образовательная политика 1920-х: реформы, возглавляемые руководством Наркомпроса РСФСР – Анатолием Луначарским, Надеждой Крупской, – предполагали ликвидацию всякой сегрегации в образовании, широкое распространение грамотности.

Дореволюционное педагогическое наследие воспринималось враждебно, потому была сделана ставка на использование наиболее передовых для того времени западных методик. Школа прошла через самые разнообразные педагогические эксперименты. К сожалению, реально она не была к ним готова — страна пережила Первую мировую и Гражданскую войны, большинство детей 1912-1917 годов рождения никогда не ходили в школу или имели большие в том перерывы, жили впроголодь, в глубокой социальной неустроенности.

Не хватало учителей — многие образованные люди эмигрировали. А в школах, к примеру, в 1925 году было отменено преподавание русского языка и математики — считалось, дети освоят их в процессе изучения других дисциплин и трудовой деятельности.

Не изучались в виде самостоятельных предметов ни литература, ни история. Зато большое внимание уделялось обществознанию.… Вообще – школьники принимали активное участие в политических акциях, в общественной жизни. Совсем не случайно, поэтому в 1928-1929 годах поступающие в техникумы и вузы показали крайне низкий уровень грамотности — писали с многочисленными орфографическими ошибками, не умели решать квадратные уравнения.

-  Какие изменения предполагали реформы 1930-х?

-  Было намечено сделать образование действительно всеобщим, на что выделили большие средства. Дети 8-11 лет были обязаны посещать школу. Был выявлен уровень грамотности детей и молодежи и созданы фабричные, колхозные школы, куда могли бы ходить и взрослые без начального образования. Проблему с учителями попытались решить посредством мобилизационных возможностей комсомола – он должен был направить 60 тысяч человек на работу в школы.

В содержании образования школа возвращала свои дореволюционные традиции: учащиеся должны овладевать основами наук, а не заниматься общественно-политической деятельностью. Началось преподавание русского языка, арифметики, чистописания. Большинство учителей восприняли все с облегчением — они вернулись к привычной и понятной им деятельности: учили читать, писать, считать.

Изменилась и воспитательная политика школы. Если в 1920-х она держала курс на воспитание самостоятельной, инициативной личности, то в 1930-е, когда страна начала идти к диктатуре, в школах стало существенно меньше свободы. Методики, ориентированные на самостоятельный поиск и самообучение, были резко раскритикованы и отвергнуты, хотя при разумном подходе могли бы принести пользу.

- Что из наследия 1930-х для нас полезно, а что не очень?

- Образование тех лет преследовало определенную цель — вырастить поколение инженеров, техников и квалифицированных рабочих для форсированной индустриализации. Свою задачу оно в целом выполнило. Именно благодаря принятию постановления о всеобщем обязательном начальном обучении впоследствии стал возможен переход на всеобщее среднее образование.

Школа 1930-х давала прочную основу для дальнейшего образования,  выпускники ее это люди, выигравшие войну, запустившие человека в космос, сковавшие ядерный щит СССР.

Однако идеология не предполагала вариативности в обучении и не ставила целью воспитание самостоятельности мышления, инициативы – впоследствии это отозвалось немалыми проблемами.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала