Постановлению ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» 25 июля исполняется 80 лет. Эта историческая дата 1930 года заложила основы современного российского образования. О том, как это происходило и с каким наследством живет наше нынешнее образование, в интервью РИА Новости рассуждает член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Михаил Богуславский.
- Михаил Викторович, чем для нынешнего российского образования отмечен наступающий юбилей?
- 80 лет назад были заложены основы советской системы образования, ее в значительной мере унаследовала сегодняшняя Россия. На протяжении 20 века у нас в стране сосуществовали две концепции школьного образования.
Средоточием одной были знания учащихся, их предметные компетенции, в рамках другой приоритетными выступали различные формы трудовой активности школьников, их социализация и общественно-политическая деятельность.
Современная школа ориентирована на знания, и такой подход возобладал именно с принятием постановления 1930 года: в предшествующее десятилетие советская школа была другой.
- Как развивалась советская школа с 1917 по 1930 год?
- Дореволюционные традиции и достижения школьного образования не стоит недооценивать, тем не менее, к 1917 году накопился и ряд проблем.
Образование не было всеобщим и было сегрегированным: значительные категории населения — крестьяне, рабочие, женщины — имели малый доступ к образованию. Очень плохо было развито школьное образование в Средней Азии, на Кавказе. Именно этими проблемами была обусловлена образовательная политика 1920-х: реформы, возглавляемые руководством Наркомпроса РСФСР – Анатолием Луначарским, Надеждой Крупской, – предполагали ликвидацию всякой сегрегации в образовании, широкое распространение грамотности.
Дореволюционное педагогическое наследие воспринималось враждебно, потому была сделана ставка на использование наиболее передовых для того времени западных методик. Школа прошла через самые разнообразные педагогические эксперименты. К сожалению, реально она не была к ним готова — страна пережила Первую мировую и Гражданскую войны, большинство детей 1912-1917 годов рождения никогда не ходили в школу или имели большие в том перерывы, жили впроголодь, в глубокой социальной неустроенности.
Не хватало учителей — многие образованные люди эмигрировали. А в школах, к примеру, в 1925 году было отменено преподавание русского языка и математики — считалось, дети освоят их в процессе изучения других дисциплин и трудовой деятельности.
Не изучались в виде самостоятельных предметов ни литература, ни история. Зато большое внимание уделялось обществознанию.… Вообще – школьники принимали активное участие в политических акциях, в общественной жизни. Совсем не случайно, поэтому в 1928-1929 годах поступающие в техникумы и вузы показали крайне низкий уровень грамотности — писали с многочисленными орфографическими ошибками, не умели решать квадратные уравнения.
- Какие изменения предполагали реформы 1930-х?
- Было намечено сделать образование действительно всеобщим, на что выделили большие средства. Дети 8-11 лет были обязаны посещать школу. Был выявлен уровень грамотности детей и молодежи и созданы фабричные, колхозные школы, куда могли бы ходить и взрослые без начального образования. Проблему с учителями попытались решить посредством мобилизационных возможностей комсомола – он должен был направить 60 тысяч человек на работу в школы.
В содержании образования школа возвращала свои дореволюционные традиции: учащиеся должны овладевать основами наук, а не заниматься общественно-политической деятельностью. Началось преподавание русского языка, арифметики, чистописания. Большинство учителей восприняли все с облегчением — они вернулись к привычной и понятной им деятельности: учили читать, писать, считать.
Изменилась и воспитательная политика школы. Если в 1920-х она держала курс на воспитание самостоятельной, инициативной личности, то в 1930-е, когда страна начала идти к диктатуре, в школах стало существенно меньше свободы. Методики, ориентированные на самостоятельный поиск и самообучение, были резко раскритикованы и отвергнуты, хотя при разумном подходе могли бы принести пользу.
- Что из наследия 1930-х для нас полезно, а что не очень?
- Образование тех лет преследовало определенную цель — вырастить поколение инженеров, техников и квалифицированных рабочих для форсированной индустриализации. Свою задачу оно в целом выполнило. Именно благодаря принятию постановления о всеобщем обязательном начальном обучении впоследствии стал возможен переход на всеобщее среднее образование.
Школа 1930-х давала прочную основу для дальнейшего образования, выпускники ее это люди, выигравшие войну, запустившие человека в космос, сковавшие ядерный щит СССР.
Однако идеология не предполагала вариативности в обучении и не ставила целью воспитание самостоятельности мышления, инициативы – впоследствии это отозвалось немалыми проблемами.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости