Школьные знания дети получают обычно «в разрозненном виде» – отдельные предметы между собой никак не связаны. Что дает контекстное обучение, и каким должен быть при этом урок, в интервью РИА Новости рассказывает директор Центра образования №686 «Класс-Центр», вице-президент российской Лиги образования, заслуженный учитель России Сергей Казарновский.
- Сергей Зиновьевич, в чем состоит идея контекстного обучения?
- Надо учитывать, что культура и образование тесно связаны: каждый школьный предмет позволяет посмотреть на человеческую культуру с той или иной точки зрения.
Иногда люди, которые занимаются так называемым «интегративным образованием», делают это только по временной схеме – к примеру, сообщают учащимся: в эпоху, когда Иван Грозный убивал своего сына, в Голландии произошла первая буржуазная революция; у нас еще «русское средневековье» – а там появление частной собственности.
Это сопоставление важно, но есть и другой контекст – понятийный, и надо показать ребенку, как связаны между собой понятия из разных областей человеческой деятельности. В результате иногда дети приходят к интересным заключениям: почему декабристы вышли на Сенатскую площадь? «Камень падает с горы, потому что тут выше, а тут ниже; ток течет, потому что есть плюс и минус, и материя движется, потому что есть разные потенциалы – потенциал этих людей был настолько выше потенциала окружающих, что они не могли не выйти с протестом».
- Но как должен строиться урок, чтобы дети мыслили подобным образом?
- Начинаться он должен со слов учителя: «Я знаю, что вы про это уже знаете, вы с этим уже сталкивались». А дальше следует вхождение в понятийный ряд: на каждом предмете учителя возвращаются к понятиям, общим для всей параллели классов (в пятом это «ритм», в шестом – «диалог» и так далее). Допустим, понятие «диалог» на уроках русского языка, английского, сценической речи изучается как системообразующее в речи и коммуникации. На истории – как сосуществование разных цивилизаций, религий; на географии и ботанике – как взаимодействие внутри мира природы, между природой и человеком.
- Возможно ли такое обучение в обычной школе?
- У нас особая ситуация: дети учатся в сразу в трех школах – в обычной, музыкальной и драматической. Но это лишь способ обучения, а не подготовка музыкантов или актеров, хотя кто-то становится ими.
Мы разработали систему семинаров для педагогов, в том числе из других школ: им важно знать параллельные программы, интерпретировать, и главное – в школе нужна система совместных уроков. Например, урок по сценическому движению и русскому языку – значение приставок можно изобразить наглядно, действием.
Каждую четверть все классы, начиная с 5-го, пишут эссе на свободную тему. Его задача – побудить учеников находить связи, аналогии между неблизкими предметами и явлениями. Умение видеть необычные сходства позволяет детям не утратить с возрастом способность удивляться – именно она делает человеческое восприятие свободным.
- Какие могут быть в этом русле затронуты темы – как на уроках, так и в работах учащихся?
- Самые разные. Один девятиклассник, к примеру, написал замечательное эссе на тему «Масса». Вот цитата оттуда: «С научной точки зрения, масса – это мера инертности тела, поэтому толпу людей называть массой в социальном смысле нельзя, ведь толпа – это то, что трудно остановить!»
В старших классах исследуются и другие темы: «Ген и жанр» – связь биологии и литературы, «Распад атома» – связь художественного творчества и физики... В 10-м классе дети сдают экзамен в виде публичной лекции с последующими дебатами.
Первые опыты публичных дискуссий и эссе были переведены нами в формат небольших книг. Есть, к примеру, книжка «12 на 12» – о свободе в детском понимании и о связи между двумя фильмами – вышедшем несколько лет назад фильме «12» Никиты Михалкова и ленте 1960-х «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета.
- Приемлем ли такой творческий подход к обучению в условиях подготовки к ЕГЭ? И насколько развито контекстное образование за рубежом?
- Я к ЕГЭ отношусь хорошо – сдал один раз экзамен, и уже поступаешь в вуз. До этого в выпускных экзаменах, по-моему, вообще не было смысла. Все «сдавали» предметы, а не учились. Но ЕГЭ спровоцировал очень серьезный разговор о нашем образовании – оно начало девальвироваться. И не вчера, а еще с советского времени.
Международная система оценки национальных образовательных систем – PISА - основана на идее контекста, умении понимать содержание, вычленять из текста нужную информацию, связывать ее с жизнью. Россия в этом исследовании далеко не лидер.
К сожалению, многие наши учителя и сама система взаимоотношений в школе очень консервативны, невосприимчивы к новому. Европейское сознание сегодня движется в ином направлении – учиться нужно всю жизнь.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости