Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, куда ежегодно подают документы тысячи абитуриентов считается одним из самых престижных вузов страны. О 180-летии университета, датой основания которого считается 1 (13) июля 1830 года, приемной кампании-2010, сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом и работе Бауманки в рамках проекта «Сколково» в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой РИА Новости рассказал первый проректор МГТУ по учебной работе Евгений Юдин.
- Евгений Григорьевич, как отмечает МГТУ свое 180-летие?
- Мы рассматриваем эту дату, как значимую и памятную, но не юбилейную. Таких крупных праздничных мероприятий, как это было на 175-летие Бауманки, мы не планируем. У нас предусмотрена серия праздничных мероприятий, которые пройдут с конца октября. В университетском дворце культуры мы проведем тематические вечера, встречи и концерты. Также решили, что обязательно устроим студенческий бал. Празднования закончатся торжественным заседанием ученого совета 26 ноября.
- От праздников к будням: как проходит приемная кампания-2010 в вашем университете?
- Все идет спокойно. План приема на бюджет у нас составляет 3, 140 тысячи человек, это включая и калужский филиал, а в Москве мы принимаем на бюджет 2,7 тысячи человек. На сегодняшний день у нас около 6 тысяч абитуриентов, а заявлений по разным специальностям подано примерно 9 тысяч.
Самые популярные специальности среди поступающих - информатика и системы управления, также биомедицинская инженерия. На последнюю специальность мы принимаем 60 человек, а желающих поступить сегодня около 400.
До 25 июля числа ведется прием документов. Потом до 4 августа будем ждать, когда ребята сменят копии на подлинники, и тогда мы сможем понять, сколько у нас первокурсников.
- Много ли победителей вузовских олимпиад подали документы?
- Олимпиада в МГТУ среди школьников проводилась по комплексу предметов. В этом году она проходила достаточно активно, по результатам мы выделили почти 2 тысячи ребят, если они все к нам придут и подадут документы, то 50 % мест будет закрыто. Около 1,4 тысячи победителей олимпиад уже подали документы на поступление в наш вуз, из них одна тысяча ребят принесла подлинники.
- Бывают ли случайные студенты?
- Бывает так, что пришел человек, у него неплохой балл по ЕГЭ, а результаты первого семестра показывают обратное. По сути, сегодня вуз, как таковой, от процесса поступления отстранен. Поступление происходит автоматом, мы только сидим, регистрируем и смотрим. С одной стороны, это хорошо, нет коррупции, некому взятку дать, а с другой стороны эта формализация – не самый лучший способ.
Знаете, пусть ЕГЭ остается, но при этом у поступающего должно быть портфолио. Участие школьника в конкурсах, его научные статьи и доклады надо собирать в какой-то портфель, который может рассказать о том, что представляет собой поступающий.
Я думаю, все-таки вуз должен проводить некое собеседование. С тем чтобы дать человеку высказаться, а преподавателю составить представление о будущем студенте. Например, как поступают в творческие вузы. Там всегда смотрины, надо стишок прочитать, басню рассказать, танец исполнить.
- Какое, по Вашему мнению, сегодня качество подготовки выпускников? Они готовы изучать учебную программу МГТУ?
- Бауманский университет дает глубокие фундаментальные знания. А если есть фундамент, то всегда можно научиться чему-то новому. Но, к сожалению, в последние годы качество подготовки первокурсников становятся все хуже и хуже. Школьный уровень снижается из года в год. Это касается и математики, и физики, и информатики. И ребята, столкнувшись с большим объемом часов по этим предметам в нашем вузе, просто перестают справляться.
Поэтому уже сейчас мы планируем дополнительные занятия, индивидуальные консультации по школьной программе. Ведь очень многие ребята не умеют работать самостоятельно. Школьники делают пример, отталкиваясь от правила, а когда мы им даем решить задачу, где надо подумать и сообразить, они теряются. К сожалению, это приводит к большим отчислениям. По моим наблюдениям, по результатам учебного года отчисляется около 7% студентов.
- Евгений Григорьевич, как МГТУ готовится к работе в рамках проекта «Сколоково»?
- Сразу хочу отметить, что самое главное и радостное для нас, это то, что впервые за последние 20 лет, благодаря «Сколково», прозвучало слово «инженер». До этого специальность инженера была в «загоне». Все говорили о юристах, экономистах и менеджерах, а про инженера забыли.
Мы не собираемся ждать три года, пока «Сколково» построят. Это непозволительная трата времени, наработки можно апробировать и сейчас. У нас выбрано семь пилотных проектов по магистерским программам и отобрана часть ребят, которые с первого сентября ими займутся. Наши студенты пойдут по совершенно новой программе. Они будут работать по таким направлениям: как нанопроекты, биомедицина, проекты, связанные с экологией и энергосбережением. В этих магистерских программах мы предусмотрели зарубежные стажировки, возможность обучения в других вузах России и за рубежом. Там запланирована не только научно-исследовательская студенческая работа, но и работа на предприятии, где можно внедрять реальные проекты и выполнять работы. В 2011 году мы к этим семи проектам еще добавим еще около пяти.
- Расскажите о сотрудничестве с Массачусетским университетом?
- Сегодня мы ищем направления для совместного старта. Бауманский университет дал МIТ предложения по направлениям, в которых у нас есть наработки, и мы готовы сотрудничать. Это радиоэлектроника, физика высоких энергий, нефтепереработка, биомедицина, атомная энергетика и космос. Сейчас мы ждем от МIТ ответа.
- А какие разработки студентов Бауманки уже сегодня готовы для использования в жизни?
- Со многими идеями ребята приходят сами, мы их, конечно, поддерживаем, даем помещения, компьютеры. У нас очень эффективно развивается антитеррористическая программа на кафедре биомедицинской техники по идентификации личности. Нашими студентами создано целое семейство мобильных роботов, которые призваны заботиться о безопасности человека.
Очень серьезная медицинская разработка есть по коррекции астигматизма у детей. Если с помощью этого прибора провести несколько коррекционных занятий, то ребенок избавляется от косоглазия. Такие приборы у нас уже закупали московские детские сады.