Рейтинг@Mail.ru
Кравцов: профильное обучение дает лишь каждая пятая школа в РФ - РИА Новости, 12.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кравцов: профильное обучение дает лишь каждая пятая школа в РФ

Читать ria.ru в
Дзен
Сегодня одним из ключевых направлений реформы российского образования стало профильное обучение: в 2003-2004 годах прошли первые эксперименты по введению его в школах. О нынешнем положении дел рассказывает в интервью РИА Новости директор Института управления образованием Российской академии образования Сергей Кравцов.

На Западе уже много лет школьники старших классов изучают лишь те предметы, какие им интересны и будут нужны в профессии. В СССР школьная программа была для всех обязательной, и надо было укладываться в сроки «прохождения» материала – представить себе профильное обучение и выбор индивидуальной траектории было даже нельзя. Сегодня же одним из ключевых направлений реформы российского  образования стало профильное обучение:  в 2003-2004 годах прошли первые эксперименты по введению его в школах. О нынешнем положении дел рассказывает в интервью РИА Новости директор Института управления образованием Российской академии образования Сергей Кравцов.

- Сергей Сергеевич, и в СССР было, можно сказать, профильное обучение - языковые и физико-математические школы. Сейчас его смысл другой?

- В советские и в 1990-е годы учебный план предусматривал определенное количество предметов и часов на их изучение: профильное обучение осуществлялось за счет дополнительной нагрузки на детей по той или другой дисциплине.
В 2002 году была принята Концепция профильного обучения, за чем последовало принятие в 2004 году нового базисного учебного плана, в соответствии с которым профильное обучение должно строиться не за счет увеличения нагрузки на школьников, а за счет исключения некоторых предметов из числа обязательных в старших классах.

- В чем состоит наша профильная подготовка и насколько она распространена?

- Профильное обучение предполагает изучение определенного набора предметов по базовым программам, профильных - по расширенным. Реально пока лишь каждая пятая школа у нас в состоянии обеспечить ученикам профильное обучение.
Гораздо лучше дела обстоят с предпрофильной подготовкой. Она включает в себя подготовку учеников средней школы к выбору того или иного профиля обучения: дети посещают элективные курсы, чтобы понять, какие предметы им более интересны и что у них получается лучше.

Важно также, чтобы школьникам была доступна информация о содержании того или иного профиля. В прошлом году предпрофильной подготовкой было охвачено в среднем 80% российских школ.
На выбор профиля влияют и результаты государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Если школьник плохо сдал химию и биологию, но хочет выбрать естественнонаучный профиль, - это уже повод задуматься, подходит он ему или нет.

- Что изменилось со времени принятия в 2002 году Концепции профильного обучения?

- Одним из самых важных нововведений стало создание независимой от учителей системы оценивания знаний учащихся 9-х классов – ГИА. Проблемы, с какими сталкивались многие школы во время эксперимента, уже решены. Организовано сетевое взаимодействие между школами, позволяющее изучать те или иные предметы не только в других школах, где больше для этого возможностей, но и в учреждениях профессионального и дополнительного образования. Если нет такой возможности, на помощь учителям приходят дистанционные образовательные технологии, которые теперь стали более доступны школе.

В сельских районах большое развитие получило обучение по индивидуальным учебным планам, сейчас по ним обучаются 12,4% школьников, в то время как в мегаполисах и городах таковых не более 4%.
Некоторые районы создают ресурсные центры, куда ученики приезжают в определенные дни, чтобы изучать те предметы, которые не могут преподаваться на должном уровне в их школах. Зачастую такие центры обучают лишь старшеклассников.
Примечательно, что профильное обучение больше всего распространено как раз в сельских районах и небольших городах. В мегаполисах более половины школ вовсе не предлагают профильного обучения или организуют всего один профильный класс - что ещё хуже, чем его отсутствие: часто в такие классы собирают самых успевающих учеников даже вопреки их желанию пойти учиться на другой профиль.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы профильного обучения в России?

- Профильное обучение – это то, к чему пришли многие страны Европы и к чему постепенно движется остальной мир.

Невозможно одинаково хорошо знать все предметы, тем более что многие из них забудутся уже после пары лет обучения в вузе.
В отличие от лицеев и гимназий, которые увеличивают нагрузку на детей и тем самым ограничивают круг тех, кто мог бы там заниматься, профильная школа – это массовое явление и вопрос не столько способностей, сколько желания и заинтересованности школьника.
В тех регионах, где много внимания уделяется профильному обучению, выпускники хорошо сдают ЕГЭ, успешно поступают в лучшие вузы и оказываются лучше подготовленными для учебы, чем их сверстники, учившиеся в непрофильных школах.

В перспективе количество тех или иных профилей в школах будет регулироваться тем, в каких специалистах нуждается регион на данный момент. Конечно, это потребует создания связи между школой и учреждениями среднего, начального и высшего профессионального образования, но эти проблемы вполне решаемы.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала