Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", специально для РИА Новости.
По внутреннему напряжению, по завязавшейся на каждом клочке поля борьбе непримиримых соперников, по всплескам страстей, по нереализованным моментам, казавшимся со стороны верными, по полной отдаче всех игроков – испанских и голландских – финал девятнадцатого чемпионата мира стал украшением турнира, поначалу, на стадии групповых матчей, казавшегося унылым и грозившего стать самым невыразительным мировым первенством за последние годы.
Играли равные и достойные друг друга соперники, никогда прежде чемпионами мира не становившиеся. Испания, выигравшая два года назад титул чемпиона Европы, доминирует в мировом футболе. Голландия, после Евро-08 заметно прибавившая в качестве игры, старается не отставать. Футболисты обеих сборных выступают в составах топ-клубов Европы, прекрасно знают друг друга, некоторых из них связывают дружеские отношения, и нет ничего удивительного в том, что, например, перед финалом, за которым наблюдали 700 с лишним миллионов телезрителей, ведущий защитник сборной Испании Серхио Рамос отправляет SMS-сообщение ведущему хавбеку сборной Голландии Уэсли Снейдеру с шутливым содержанием: ты, мол, Уэсли, все в этом сезоне в составе "Интера" выиграл – чемпионат и Кубок Италии и Лигу чемпионов, - оставь мне хоть что-нибудь.
В финале, разумеется, было не до шуток. С первых секунд пошла бескомпромиссная битва за территорию. В прессинге преуспевали обе команды, хорошо обученные методам ведения коллективного отбора мяча. Атаки, которые могли закончиться голами, приходятся (если не считать одного испанского стандарта, когда после штрафного Рамос мог открыть счет) на второй тайм, когда усталость стала сказываться.
В основное время, стоит заметить, у голландского вратаря Мартена Стекеленбурга серьезной работы не было, в то время как его коллега, лучший, безусловно, голкипер чемпионата мира Икер Касильяс, в одном из эпизодов сумел спасти свои ворота в безнадежной, казалось бы, ситуации: Арьен Роббен, получив отменную передачу от Снейдера, вышел "один на один" с Касильясом, но испанец чудом сумел кончиком бутсы переправить мяч на угловой.
О том, как действует на поле испанская сборная, знают все. Она старается как можно больше контролировать мяч, совершает массу коротких и средних передач, игроки постоянно в движении, меняются местами, преимущественно играют в одно касание, при потере мяча сразу же стараются "накрывать" соперника. Справиться с такой игрой можно только благодаря верно выбранной тактике и хорошему функциональному состоянию. С тактикой у голландцев проблем не было. Они (речь об основном времени матча) перекрывали, почти всегда успешно, фланговые зоны, минимизируя на этих участках поля возможности соперника для проведения опасных атак, компактно играли в середине, не давая в полной мере развернуться активным и техничным полузащитникам сборной Испании, и надежно действовали в обороне. За полтора часа испанцам удалось пробить по воротам Стекеленбурга 12 раз, но лишь дважды удары эти приходились в створ ворот. Голландские цифры, при всем кажущемся преимуществе сборной Испании, выглядят убедительнее: 5 из 8 ударов пришлись в створ.
В дополнительное время сборная Нидерландов заметно сдала физически. Ее защитники перестали справляться с фланговыми проходами испанцев. Особенно после того, как на поле появился Хесус Навас, на огромной скорости проходивший по правому флангу и делавший нацеленные передачи.
В справедливости и закономерности победы испанцев, впервые ставших чемпионами мира – благодаря голу, классно забитому полузащитником "Барселоны" Андресом Иньестой, сомневаться не приходится. Турнир выиграла сильнейшая команда. Она доказала это, последовательно обыграв в полуфинале и финале сборные, по праву считавшиеся фаворитами чемпионата. Заслуженным успех испанцев признали все, в том числе и их соперники по финальному матчу – голландцы, посетовавшие, правда, на судейские оплошности англичанина Говарда Уэбба, ошибавшегося в пользу сборной Испании.
Ошибки ошибкам, понятно, рознь, но, скажем, разная трактовка похожих эпизодов не может не вызывать вопросов. Уэбб не наказал защитника сборной Испании Карлеса Пуйоля второй желтой карточкой за задержку руками рвавшегося к испанским воротам Арьена Роббена (рефери вообще сделал вид, что никакого нарушения правил в этой ситуации не было), но предъявил второй горчичник защитнику Джонни Хайтинге после того, как голландец положил руку на спину Хави, и испанец упал. Эпизод "Пуйоль – Роббен", между тем, произошел в концовке основного времени матча, и неизвестно, по какому направлению пошла бы игра, останься Испания вдесятером. Но вдесятером Уэбб уже в добавленное время оставил Голландию, пропустившую гол после удаления Хайтинги.
За первые полчаса матча английский арбитр показал в общей сложности пять желтых карточек. Если бы он продолжал наказывать за такие же нарушения, за которые наказал трех голландцев и двух испанцев, то был бы обязан еще до окончания основного времени матча удалить с поля по два – как минимуму – игрока из каждой команды. Но Уэбб остановился. Во всяком случае, в отношении испанцев. Голландцев же для наказания он до удаления Хайтинги находил только тех, кто еще не видел перед собой желтую карточку.
Международная федерация футбола признала уровень арбитража на чемпионате мира высоким, сообщив общественности, что 96 процентов судейских решений были справедливыми. Среди трех голов, забитых после нарушения правил, ФИФА, стоит заметить, назвала и единственный мяч, проведенный испанцем Давидом Вильей в ворота сборной Португалии в матче 1/8 финала.
Судейство, между тем, раз за разом подвергалось справедливой критике, поскольку от грубых ошибок рефери, ФИФА, судя по всему, не учтенных, страдали как целые команды (например, Англия, которой не засчитали правильно забитый в ворота сборной Германии мяч), так и отдельные футболисты, получавшие наказания за действия, судьям померещившиеся.
Вопросы судейства еще долго будут обсуждаться, и дискуссии, скорее всего, приведут к решению ФИФА о введении видеповторов в спорных ситуациях, в частности, при определении самого важного в матче события: был гол или его не было.
Наверняка будут обсуждаться и вопросы организации чемпионатов мира. С учетом, скажем, того, что на предварительном этапе некоторые матчи, особенно те, в которых участвуют несопоставимые по силам команды, становятся проходными.
Завершившемуся чемпионату мира всего двух дней не хватило для того, чтобы отметить 80-летие со дня первых матчей первого чемпионата мира, состоявшихся 13 июля 1930 года в Монтевидео (Франция – Мексика – 4:1 и США – Бельгия – 3:0).
Восьмидесятилетний путь от игрока, забившего первый гол, - француза Люсьена Лорана, - до Андреса Иньесты, забившего по состоянию на сегодня последний. От первого чемпиона – Уругвая – до нынешнего – Испании – футбол постоянно прогрессировал.
Участников мирового первенства 30-го года, появись у них возможность это увидеть, ошеломили бы, несомненно, огромные скорости, совершенно иная тактика, невесомые бутсы из тончайшей кожи, мячи из современных материалов. Но основное в футбольной игре не изменилось за прошедшие десятилетия: мяч, пересекающий линию ворот, считается голом, и побеждает команда, забившая больше соперника.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции