Рейтинг@Mail.ru
Лейбович: оценивать качество обучения должны работодатели - РИА Новости, 12.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лейбович: оценивать качество обучения должны работодатели

Читать ria.ru в

Сделать профобразование более ориентированным на практику поможет система профессиональных стандартов. Что для этого нужно, в интервью РИА Новости говорит первый заместитель директора Федерального института развития образования (ФИРО), генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович.

- Александр Наумович, как идет разработка профессиональных стандартов?

- Это относительно новое для России явление. Прежде были (и есть) тарифно-квалификационные характеристики, их разрабатывало государство.

Профстандарты создаются по инициативе и на средства объединений работодателей. Есть система разработки и реализации таких стандартов у РСПП, есть соглашение между РСПП и Минобрнауки по использованию профстандартов в образовательных стандартах и программах, многие образовательные стандарты проходят экспертизу у разработчиков стандартов – это конкретные механизмы взаимодействия образования и бизнеса, которые должны перерасти в систему.

В 2008 году было принято постановление правительства об участии объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в сфере профессионального образования. Сейчас разрабатываются процедуры решения задач, сформулированных в этом постановлении. Так, недавно были подписаны документы по созданию независимой системы оценки квалификации выпускников учреждений профобразования. Она будет вестись на основе профстандартов – и это будет стимулировать более активное использование их при разработке образовательных стандартов и программ.

- Что отличает профстандарты от образовательных?

- Образовательные чаще строятся в логике развития науки или технологии, профессиональные – конкретного бизнес-процесса и связанных с ним трудовых функций, профессиональных компетенций.

Профстандарты ориентированы на реальные потребности бизнеса, образовательные – на возможности образовательных учреждений. Но все же мы не ставим вопрос так, что образовательные стандарты должны полностью соответствовать профстандартам. Главное – сделать прозрачной и понятной обеим сторонам меру их соответствия. Тогда работодатели будут понимать, насколько эффективно используются выплачиваемые ими налоги, поступающие в систему профобразования, и будут учитывать, в какой части нужно дообучить, адаптировать выпускников учреждений профобразования. Более понятными станут и задачи системы дополнительного профессионального образования.

- Для каких специальностей планируется разработать профстандарты в первую очередь, и много ли их уже есть?

- Одни из приоритетных – профстандарты для работников самой системы образования. ФИРО планирует более активно включиться в этот процесс, и мы надеемся, в ближайшие несколько лет будут разработаны стандарты для педагогов - и не только: а и менеджеров, управленцев, директоров.

Профстандарты будут разрабатываться для ключевых отраслей экономики -  согласно специальному поручению президента РФ.
 В стадии разработки примерно 150, готовы около 50 стандартов. Принято и одобрено спецкомиссией объединений работодателей – почти 20. Как показывает практика других стран – это очень сложный и трудоемкий процесс, к тому же он не финансируется государством. За рубежом на это ушли десятилетия.

- Какие нужны для этого условия?

- Я бы не ставил на первое место финансовые. Когда работодатели чувствуют необходимость – они находят деньги.
Надо увеличить число экспертов, владеющих нужными методиками, а не только знаниями в своей профессиональной области. И главное, – выстроить четкие механизмы, показывающие, что профстандарты реально используются в системе образования и могут влиять на качество подготовки кадров. Одним из таких механизмов и является система независимой  оценки квалификаций. Все остальное объединения работодателей вполне способны сделать сами: наладить систему регистрации, коммуникации, экспертизы и так далее. Если государство здесь поможет ресурсами, это ускорит процесс, но вмешательство должно быть квалифицированным.

- Много ли у нас объединений работодателей, по сравнению с другими странами?

- У нас более сложная структура – не такая однородная, как за рубежом. Это не только классические формы объединений, созданные по закону «Об объединениях работодателей», но и другие, выполняющие схожие функции: общественные организации работодателей, госкорпорации, региональные объединения –  точную цифру назвать сложно.

В последние годы количество разнообразных структур растет. Но у них разные сферы интересов – не все стремятся к взаимодействию с системой образования. Как правило, этим занимаются либо государственные корпорации, либо крупные межотраслевые объединения – как РСПП и «Деловая Россия», несущие основную нагрузку по социальной ответственности бизнеса.

Но создание инструментов для вовлечения работодателей в систему подготовки кадров будет способствовать росту числа объединений, использующих эти инструменты. Ведь если нет инструментов – не будет и тех, кто за них возьмется.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала