В англоязычном Интернет-журнале Russia Profile www.RussiaProfile.org вышел необычный "специальный доклад" о современном видении понятия «Русская душа». В 15 статьях российские и иностранные авторы анализируют с современных позиций это живущее уже около 150 лет представление пишущих о России. Предлагаем Вашему вниманию одну из этих статей.
Александр Рар, директор берлинского Центра Бертольда Бейца по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии, для РИА Новости.
Понятие существования или отсутствия русской души – это характеристика последних 500 лет российской истории. Русская душа во внешней политике берет свое начало в эпохе царя Ивана III, объявившего Россию после падения Константинополя истинной наследницей Византийской империи, т.е. Третьим Римом. Эта новая Византийская империя в России была по-прежнему европейской, но в ней было нечто уникальное.
Идея особенной русской души – уникальных русских качеств – стала синонимом легитимности новой Византийской империи, которую Россия желала создать в Европе. Она также позиционировала себя как империю, противостоящую католической Европе и Западу. В то время различия между православием и католицизмом были очень резкими и две веры очень конфликтовали друг с другом.
С тех пор русская душа служила инструментом, с помощью которого все российские политики могут подчеркнуть особую роль, играемую Россией в европейском мышлении. Она также является способом легитимизации идеи о том, что Россия является последним оплотом консервативной традиционной мысли в Европе, оставшимся от Византийской империи. Это резко контрастирует с прогрессивными идеями, ходившими в Европе в 17-м и 18-м веках. Концепция русской души также использовалась для легитимизации царского наследия и власти российских элит в самой России.
В коммунистическую эпоху русская душа, вместе со всем остальным русским, подверглась трансформации в нечто «советское». Слова «русский» и «душа» были признаны слишком теократическими, слишком духовными. В официальном советском мышлении или языке не было консервативной терминологии, потому что Советский Союз считал себя очень прогрессивным государством. Но в подпольных кругах и, вероятно, в менталитете самих политиков значимость русской души никуда не делась.
Если мы приглядимся к русской душе в сегодняшней политике, мы увидим, что эту идею олицетворяют два политика, которых понимают русские люди. Эти политики – Борис Ельцин и Владимир Путин. И наоборот, этого нельзя сказать по поводу модернизаторов Михаила Горбачева или Дмитрия Медведева. Политики, олицетворяющие русскую душу, глубоко укоренены в русском менталитете и мышлении, и приоритетом их внешней, а также внутренней, политики является укрепление идеи об уникальности России. Русские очень восприимчивы к этой идее. Понятие русской души – это нечто, с помощью чего можно получить поддержку 80 процентов российского населения.
Так каким же образом Ельцин и Путин олицетворяют эту идею? Ельцин сделал это, развалив Советский Союз. Он покончил с советским прошлым и начал процесс восстановления «русского» самосознания. Он понимал психологическое состояние россиян в годы после перестройки. Они оказались полностью дезориентированы распадом Советского Союза и потерей той идеологии, и жили теперь в новом государстве с новым самосознанием, целями и лидерами. Ельцин попытался представить себя в роли некого нового царя. У него были некоторые современные атрибуты, но в нем также была эта русская душа, которая, как он показал, пережила советскую эпоху. После того, как он пришел к власти в 1990 году, он стал русским, а не советским политиком, и это также объясняет его колоссальный успех и популярность.
Путин стал символом русской души десять лет спустя, когда российский народ вновь растерял все свои иллюзии. Когда в 1998 году ударил экономический кризис, люди почувствовали себя дезориентированными, как будто им пришлось бороться за выживание. Они опасались, что Россия может не пережить этой второй катастрофы. Затем появился политик, символизировавший все, к чему стремилось большинство россиян, говоривший о русской душе и русских традициях. Он описывал сильную Россию, способную крепко стоять на ногах. В отличие от Ельцина, быстро завоевавшего сердца людей и так же быстро их растерявшего из-за неспособности выполнить обещанное, Путин свои обещания выполнил. С точки зрения внешней политики его решения позволили россиянам вновь почувствовать гордость за свою страну. Они повторно открыли для себя гордость своими традициями, своей собственной культурой и религией и руководителями, которые не падали бы с самолетных трапов в состоянии алкогольного опьянения. Это объясняет его популярность и сегодня. Путин смог символизировать эту идею русской души во внешней, а также во внутренней, политике, он смог установить связь с людьми, и эта связь оставалась крепкой до сегодняшнего дня, в течение десяти лет.
Конечно, еще одной важной характеристикой русской души является тот факт, что она остается совершенно неверно истолкованной Западом, где ее считают абсолютно глупой, смехотворной и устаревшей. Но эта реакция Запада заставляет русских еще больше верить в идею. Россия не хочет воевать с Европой, но она хочет играть в ней особую роль. Хотя европейские страны объединяют некоторые общие идеи, Россия обладает особыми качествами везде, куда не кинуть взгляд, от внешней политики до энергетической стратегии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции