Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.
Лето — время фестивалей и гастролей и в мегаполисах, и, к счастью, в малых городах России. Пусть нам далеко пока до Франции, где Министерство культуры долгие годы проводит осмысленную политику, а провинциальные малые города стали всемирно известными именно благодаря тому, что в свое время были поддержаны инициативы по проведению там фестивалей. Тем не менее фестивали такие идут, как например, закончившийся на днях Фестиваль театров малых городов России, проводимый Театром Наций.
Что такое Канны без Каннского кинофестиваля? Один из престижных курортов на Лазурном побережье, но не единственный. С фестивалем же, который был утвержден в правах в 1939 году, этот город с населением в 70 тысяч стал местом уникального кинофорума, самого престижного в мире. Что такое Авиньон без Авиньонского театрального фестиваля? Город колоколов и церквей с древней историей, но в ряду других исторических центров Франции. С Авиньонским фестивалем (проводится с 1947 года) этот город с населением около 90 000 человек ежегодно становится Меккой для театральных коллективов, съезжающих туда со всего мира. Ориак, расположенный в центре Франции, без фестиваля Уличных театров — милый городок провинции с населением в 40 тысяч человек, но ежегодно сюда съезжаются «уличники» со всего мира и выступают на улицах и площадях, в парках и в витринах магазинов, в шапито, у домов и даже на самих домах.
За последние двадцать лет карта театральной России, конечно же, изменилась. Возникли фестивали не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в краевых центрах и даже в малых городах России. Однако до французов нам пока далеко. Дело не только в том, что последний бюджет Каннского фестиваля составил 20 млн. евро, а Авиньонского фестиваля — 10 млн. евро, но и в том, что эти города обладают необходимой инфраструктурой для поведения престижных форумов: гостиницами, технически оборудованными площадками. В свое время, например, организаторы нашего фестиваля «Золотая маска», думали о том, чтобы провести один из фестивалей в российском городе, но отказались от этой затеи, поскольку поняли, что города не обладают развитой фестивальной инфраструктурой, и не способны принять ни участников, ни гостей.
Есть и другая сторона проблемы — способность и федеральной, и местной власти мыслить стратегически и последовательно: вкладывать деньги в те или иные инициативы, развивать начинания, формируя на этом пути престиж мероприятия, отличительный бренд.
Несмотря на то, что в России не счесть числа малых городов, у нас на федеральном уровне есть один фестиваль, который поддерживает театральные коллективы из регионов. Речь идет о ежегодном Фестивале театров малых городов России, проводимом Театром Наций. Именно Театр Наций проводит последовательную, устойчивую политику поддержки театрального искусства и коллективов, о которых в свое время забыли и бросили на произвол судьбы. И происходило это еще до прихода сюда худруком известного актера Евгения Миронова. Опасность, что со сменой руководства сменятся и приоритеты — закономерность российской политики — в данном случае оказалась излишней.
Евгений Миронов — актер, который помнит свое провинциальное прошлое: ведь родом он из города Татищево Саратовской области, и признается, что ему не на словах известно, в каких непростых условиях живут и создают свои спектакли периферийные театры.
Фестиваль прошел в восьмой раз, а город Лысьва Пермского края принимал театры в третий раз. Справедливости ради надо сказать, что власти и Пермского края в лице министра культуры, режиссера Бориса Мильграма, и районная администрация города Лысьвы в лице главы Александра Гончарова поддерживают фестиваль всеми силами. Может быть поэтому руководство Театра Наций приняло решение проводить следующий, девятый, фестиваль опять в Лысьве.
Впрочем, на круглом столе, состоявшемся в рамках фестиваля, Евгений Миронов колебался, поскольку из зала раздавались голоса: «А почему все в Лысьве, давайте, проведем у нас, нам тоже нужна ваша поддержка!». Театры из Нового Уренгоя, Глазова, Прокопьевска, Шадринска, Рыбинска, Канска (там есть свой Канский фестиваль), Салавата, Мариинска, — города-участники восьмого фестиваля — готовы принять у себя этот театральный форум, но вопрос, насколько готовы власти.
Стратегия Театра Наций лишь отчасти совпадает с интересами местной администрации. Евгений Миронов и его коллеги поддерживают театральное движение, а администрации важно развивать регион. Глава администрации Александр Гончаров встревожился не на шутку, поскольку прикипел душой к фестивалю. В дискуссию включился Борис Мильграм и совершенно справедливо сказал, что надо делать городу свой фестиваль. Однако тот факт, что Председателем жюри на неделю в город приехала известная актриса Татьяна Догилева, а на заключительный день сам Евгений Миронов, для такого городка — событие исключительное. Их известность, любовь публики работает во благо благородного дела.
Они живут в гостиницах, где иногда отключается горячая вода или идет ржавая, честно смотрят всю программу, а главное, сердечно включаются в проблему и готовы помочь театрам.
Надо сказать, что и спектакли, показанные на фестивале, были репрезентативны. Уклон восьмого фестиваля — спектакли, поставленные по пьесам новой драмы: это и «Записки провинциального врача» Елены Исаевой (Режиссерская лаборатория ON Театра из Санкт- Петербурга на правах гостей), и «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова (Драматический театр им. Ленинского комсомола, Прокопьевск), и «Урожай» Павла Пряжко (Городской драматический театр,Нижневартовск), и «Чморик» Владимира Жеребцова (Городской драматический театр, г. Шадринск), и «Уйди-уйди» уральского драматурга Николая Коляды (Коми-Пермцкий национальный драматический театр им. М. Горького, г. Кудымкар), который как раз и приедет в Москву. Именно этот театр получил гран-при, что дает право театру показаться в Первопрестольной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции