Депутаты Мосгордумы пятого созыва, которые были избраны в октябре 2009 года, за последние полгода приняли ряд принципиальных для Москвы законов, главным из которых стал Генплан Москвы. Фактически определив вектор градостроительного развития столицы на 15 лет, парламентарии, однако, так и не сошлись во мнениях окончательно. Так, депутаты КПРФ еще намерены "активно поработать" и над Генпланом, и над Правилами землепользования и застройки, которые еще только предстоит принять. Об этом и целом ряде других важных для москвичей вопросов, а также о взаимодействии с коллегами, в интервью РИА Новости рассказал председатель фракции КПРФ в столичном парламенте Андрей Клычков.
- Андрей Евгеньевич, завершается весенняя сессия МГД. Как Вы оцениваете работу столичного парламента в этот период?
- Как представителю оппозиционной партии с момента избрания мне было крайне важно наладить конструктивную работу, то есть не просто заявлять о позиции КПРФ и всех москвичей, которые нас поддержали на выборах, но и добиваться конкретного результата, находить точки соприкосновения с правящей партией там, где это необходимо. По итогам работы с октября 2009 года можно сделать вывод, что в большинстве случаев нам это удается. Иногда к нам прислушиваются, иногда - нет. Но даже если плохой, на наш взгляд, документ принят большинством голосов, мы вносим свои поправки, чтобы сделать его минимально плохим, максимально полезным.
- Много ли нормативных актов (законов и постановлений) приняла МГД за полгода?
- С начала работы МГД пятого созыва было принято 362 закона, из них 246 - в 2010 году.
При этом пять принятых законопроектов были разработаны депутатами фракции КПРФ. Нашел поддержку среди коллег и мой проект обращения на имя министра здравоохранения и соцразвития РФ Татьяны Голиковой с предложением о разработке новых методических указаний по определению потребительской корзины на 2011-2015 годы. В 2010 году срок действия региональных потребительских корзин истекает, и регионам предстоит их формировать на 2011 - 2015 годы. Однако методические рекомендации устарели и утратили актуальность, в результате потребительская корзина абсолютно не соответствует возросшим потребностям населения и стандартам потребительской корзины развитых европейских стран. К примеру, в Москве при ее составлении совершенно не учитывается интенсивный темп жизни и трудовой деятельности жителей столицы, психологические и физические нагрузки, транспортные передвижения по городу и другие отрицательные факторы.
Кроме того, была поддержана инициатива члена фракции КПРФ Николая Губенко о создании при Мосгордуме Общественного консультативного совета политических партий, призванного устранить противостояние политических сил и консолидировать многообразие мнений и интересов москвичей. В совет вошли представители различных политических партий, в том числе тех, которые не прошли в парламент. С его помощью все партии, независимо от того, представлены они в парламенте или нет, смогут выражать свою позицию и вносить предложения, в том числе законодательные инициативы.
- Какие законопроекты фракции не нашли поддержки в парламенте?
- Отклонено шесть наших законопроектов. Один из представителей нашей фракции Вадим Кумин предложил поддержать законодательную инициативу "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ", цель которой - введение прогрессивной шкалы налогообложения. Дело в том, что с 1 января 2001 года Налоговым кодексом РФ была введена в действие норма, установившая единую ставку НДФЛ в размере 13% от налогооблагаемой базы, до этого, как известно, действовала прогрессивная шкала ставки налога с учетом доходов граждан. Однако если до 2001 года размер налога для некоторых категорий достигал 30%, то теперь предлагалось установить от 10% для самых малообеспеченных категорий россиян, чей ежегодный доход не превышает 51,6 тысячи рублей, и до 20% - для тех, у кого ежегодный доход превосходит 1,8 миллиона рублей. Таких людей в России - всего 1%, для них это не такая уж обременительная сумма. Тем не менее, "Единая Россия" эту инициативу не поддержала.
Также единороссы не поддержали и законодательную инициативу на проект федерального закона об изменениях в Бюджетный кодекс РФ, которая предлагала связать сроки рассмотрения отчета правительства РФ об исполнении федерального бюджета за предыдущий год и проекта федерального закона о федеральном бюджете на следующий год. Вызвана эта инициатива тем, что отчет об исполнении бюджета рассматривается спустя год, а то и позже после завершения финансового года, когда выводы уже нельзя использовать при принятии бюджета на следующий за отчетным финансовый год.
- Как Вы думаете, с чем связано, что предложенные законопроекты не поддержали?
- Как правило, то, что нас не поддерживают, связано с принципиальными политическими разногласиями. В основном единороссы не поддерживают наши отзывы на проекты федеральных законов. Поэтому было особенно интересно, когда один из представителей правящей партии все-таки внял нашим доводам относительно введения в России парламентского контроля и вместе с коммунистами проголосовал "за". Законопроектом предлагалось закрепить общие основы парламентского контроля в России. Этот институт существует во всех развитых странах мира, он помогает бороться с коррупцией в органах власти, выявлять системные проблемы общества, выявлять и устранять причины правонарушений.
- Совсем недавно Мосгордума приняла Генеральный план развития Москвы до 2025 года. Каково ваше отношение к этому документу?
- Мы с самого начала говорили о необходимости тщательной проработки этого стратегического для столицы документа. Однако то, как велась работа, вызвало возмущение не только у нас, но и представителей общественности. Публичные слушания провели в разгар летних отпусков, "по-тихому". На изучение документов давали слишком мало времени, за которое чисто физически невозможно прочитать технический текст, а тем более его понять. В декабре все очень спешили утвердить документ, а потом наступило затишье на три месяца, во время которого москвичи опять же никак не могли на него повлиять, зато, по нашей информации, над ним активно "трудились" инвесторы. Мы считаем, что мнение москвичей по множеству ключевых вопросов в законопроекте полностью игнорируется. В частности, это касается сохранения ЦДХ, дома Поленова, Кадашевской слободы, Хитровской площади и многих других объектов. Основные наши претензии - это халатное отношение к сохранению памятников архитектуры и исторического облика города, отсутствие решения транспортных проблем, чрезмерная плотность застройки.
После двух чтений мы при активной поддержке экспертов, москвичей, общественных организаций "Комитет защиты прав граждан" и "Архнадзор" внесли в Генплан в общей сложности 728 поправок. В результате при рассмотрении в третьем чтении было учтено 89 поправок от всех депутатов МГД, из них 62 подготовлены фракцией КПРФ, еще около 300 наших предложений учтены редакторской правкой.
Меня лично особенно возмутило, что при принятии Генплана в третьем чтении некоторые люди практически не скрывали, что действуют в интересах инвесторов. Например, когда коснулись вопроса сохранения Хитровки, Александр Кузьмин объяснил, что исполнительная власть не может сказать инвестору, что он ей больше не нужен. А депутат фракции "Единая Россия" Михаил Москвин-Тарханов заявил, что представители власти "во многом заложники ранее принятых решений". Еще более юридически абсурдным решением явилось то, что в Генплан вносились изменения со ссылкой на имеющиеся поправки в Правила землепользования и застройки, хотя этот документ принят только в первом чтении и еще не вступил в силу. Видимо, большинство единороссов уверены, что он будет принят в любом случае. Получается, что Генплан ориентирован не на интересы москвичей, а на интересы строительной олигархии. Мы планируем продолжить работу и вносить изменения в закон о Генплане, а также серьезно поработать с Правилами землепользования и застройки.
- По вашему мнению, достаточно ли учитывается мнение оппозиции в Мосгордуме?
- Публично все часто говорят, что оппозиция в Думе чувствует себя вольготно. Часто звучит, что хорошо бы, чтобы оппозиции было больше. Один из примеров - недавнее заявление мэра Москвы Юрия Лужкова, который сказал, что должно быть больше дискуссий и точек зрения. Иногда эти слова действительно себя оправдывают - это касается и принятия Генплана, несмотря на все нюансы, это касается и отдельных моментов, когда с депутатами из "Единой России" мы находим компромиссы еще на стадии обсуждения законопроектов в рамках комиссий столичного парламента. Многие депутаты готовы нас слышать и адекватно воспринимать конструктивную критику. Однако, безусловно, не все так хорошо, как хотелось бы. Мы уже практически привыкли к тому, что некоторые наши активные оппоненты регулярно нарушают думский регламент и дают оценку нашим выступлениям, некоторые их заявления стоят практически на грани личных оскорблений. Вот этого, я считаю, быть не должно.
- Много ли москвичей обращалось к Вам за помощью в течение последней сессии? Какие проблемы их волнуют?
- С начала года только в Думе ко мне поступило 405 обращений от москвичей. Помимо этого, десятки москвичей обращаются через мою приемную, а также на встречах с избирателями, которые мы регулярно проводим. В целом в Думе я занимаю второе место по количеству обращений граждан после председателя МГД.
Многие письма затрагивают вопросы программы "Народный гараж", которую москвичи окрестили антинародной, обманутых дольщиков, создания так называемых новых "черкизонов", а также навязывания москвичам товариществ собственников жилья. Количество обращений по этим проблемам настолько велико, что мы провели в парламенте тематические "круглые столы" с приглашением исполнительных органов власти и создали при фракции КПРФ постоянно действующие рабочие группы, которые обобщают материал и готовят многочисленные запросы по каждой конкретной проблеме. Фракция у нас небольшая, поэтому поддержка инициативных москвичей для нас крайне важна.
- Действительно ли в Москве так остра проблема обманутых дольщиков? Ведь ранее мэр Москвы заявлял, что проблема обманутых дольщиков будет решена до конца 2009 года.
- Мы активно помогаем обманутым дольщикам жилья, причем обращаются к нам не только москвичи, но и жители Подмосковья и более отдаленных от нас регионов, например, Краснодарского края. В Москве 3,5 тысячи семей, так и не получивших свое жилье, в Подмосковье их насчитывается более 10 тысяч. Все они годами борются за свои права, проводят публичные акции протеста, устраивают голодовки, ведут бесконечную переписку. При этом власти официально признают обманутыми далеко не всех пострадавших. Так, повсеместно наблюдается формальный подход к рассмотрению дел и нередки случаи отказа в возбуждении уголовных дел. В частности, по объекту-рекордсмену ЖСК "Гама" дольщикам 23 раза отказывали в возбуждении дела.
Мы считаем, что нужна единая стратегия борьбы за права обманутых "однодольщиков" (у них одна доля), как называют себя пострадавшие, так как проблема носит общероссийский характер. На региональном уровне переломить ситуацию и разрушить стену, сооруженную чиновниками, практически невозможно. Необходимы срочные изменения федерального законодательства, закрепление ответственности государства за процессы, происходящие на строительном инвестиционном рынке, за допуск на рынок строительства жилья недобросовестных компаний. На наш взгляд, чиновников, виновных в разворовывании денег граждан и отсутствии должного контроля над реализацией долевого строительства жилья, необходимо привлекать к уголовной ответственности. Нужно закрепить и ответственность банков за бесконтрольное перечисление денежных средств дольщиков на счета заведомо липовых фирм-однодневок. Всеми этими вопросами занимается специальная рабочая группа при КПРФ.
- В апреле текущего года состоялось первое заседание Общественного консультативного совета политических партий при Мосгордуме. Эффективно ли он работает и решил ли проблему двухпартийности московского парламента?
- Скажу откровенно, с самого начала многие оппозиционные партии восприняли эту идею скептически: преобладало мнение о том, что это будет, скорее, место для выпускания пара, чем для реальных действий. Были такие опасения и у меня. Однако сейчас я склонен думать иначе. Изменилось к совету и отношение партий, не вошедших в парламент. К примеру, если "Яблоко" изначально категорически отказывалось работать в составе совета, то сейчас представители включились и начали работать. Думаю, что все начали понимать значение этого органа, отношение к нему со стороны Мосгордумы и правительства Москвы, понимать, что это реальная площадка, через которую можно влиять на законотворческие процессы и вносить свои инициативы.
- Какие вопросы предстоит решить Мосгордуме в осеннюю сессию? Какие задачи ставит перед собой фракция КПРФ?
- Столичному парламенту предстоит рассмотреть три важнейших вопроса: законопроект "О нормах и правилах градостроительного проектирования в Москве", законопроект "Правила землепользования и застройки" - следующие законы после Генплана. Будем обсуждать и бюджет на 2011 год, в котором, как нам пообещал мэр, будут учтены наши предложения.
Что касается фракции, мы продолжим работу, которую начали. Мы намерены отстаивать свою позицию, работать с обращениями москвичей, продолжать деятельность рабочих групп по проблемам ТСЖ, гаражного строительства, оптовой торговли, обманутых дольщиков. Уже сейчас на осень запланированы несколько "круглых столов". Также мы будем активнее работать над законотворчеством: из ближайших инициатив - проект о едином налоге на вмененный доход, который уже обсудили на бюджетно-финансовой комиссии. Москва - самый богатый регион России, в котором при этом не используется единый налог на вмененный доход. Сейчас, по сути, невозможно никак контролировать доходы маршрутных такси и бесчисленных торгово-развлекательных комплексов и рынков. Отсюда, к примеру, - многомиллиардные доходы "Черкизона". В соответствии с предлагаемым законопроектом, налог рассчитывается заранее, на основе экономического анализа, налогового контроля и других механизмов. Таким образом, закон позволит пополнить налоговые поступления в бюджет и вывести из тени серые доходы. Эта практика успешно применяется во многих регионах России и на Западе.