Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Официальные итоги завершившихся учений «Восток-2010» еще предстоит подвести, и это будет сделано Министерством обороны. Тем не менее, некоторые выводы уже можно сделать.
Учения «Восток-2010» стали крупнейшими за весь постсоветский период русской истории. В маневрах, проходивших от Алтайского края до Владивостока, на земле, в воздухе и на море принимали участие более 20 тысяч человек, 75 летательных аппаратов, 40 боевых и вспомогательных кораблей.
Целью учений была проверка трехуровневой командной структуры - оперативно-стратегическое командование - оперативное командование - бригада, и других новых элементов в системе управления и обеспечения Вооруженных сил, с выявлением недостатков, нуждающихся в коррекции. Свое мнение о прошедших маневрах высказал эксперт российского Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко: «Прошедшие учения полностью опровергли распространенный миф о том, что в результате действий нынешнего руководства Министерства обороны происходит уничтожение армии. Очевидно, что армия жива и развивается. Части, действовавшие на учениях, продемонстрировали свою боеспособность, несмотря на то, что они входят в состав не самых лучших военных округов, и вооружены отнюдь не самой современной техникой.
Особенно следует выделить хорошее моральное состояние офицерского состава - говорить о всеобщем энтузиазме, разумеется, нельзя, но потухших глаз у офицеров я не видел. В массе своей они заинтересованы в успехе текущей реформы и надеются на этот успех - сказал собеседник агентства.
Соглашаясь с высказанной точкой зрения, стоит отметить, что ситуация с рядовым составом выглядит несколько иначе, что также отметил как обозреватель РИА Новости, так и Константин Макиенко. Очень многое зависит от рода войск и базовой подготовки самих солдат. Военнослужащие-контрактники стартовой батареи оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка-У» выглядят и подготовлены намного лучше солдат-срочников мотострелковых частей. По словам офицеров-мотострелков вплоть до уровня командира батальона, уменьшение числа контрактников негативно сказалось на подготовке взводов и рот. В идеале срок службы солдата-специалиста (механика-водителя, оператора систем вооружения, и т.д.) должен составлять три года, что достижимо только при контрактном принципе комплектования этих должностей.
Говоря о достижимости объявленных целей реформы, можно сказать следующее: основными слагаемыми успеха является воля военного руководства - которая определенно есть, четкое понимание цели, что также очевидно, и наличие полномочий - в чем не приходится сомневаться. В результате действующему руководству Минобороны требуется только время на реализацию своих идей. В целом же проходящая военная реформа является самым значимым событием российской истории последних десяти лет - после подавления сепаратистского мятежа на Северном Кавказе. В военной же сфере реформа Сердюкова-Макарова является самой радикальной и глубокой со времен реформ Михаила Фрунзе в 20-х годах прошлого века, если не Дмитрия Милютина в 60-70-х годах века позапрошлого.
Как положительный, можно отметить тот факт, что руководство Минобороны постоянно находится в поиске и готово корректировать те шаги, которые на поверку оказываются неправильными или невыполнимыми в конкретных политэкономических условиях. Так, серьезной коррекции будут подвергаться действующие принципы комплектования армии: очевидно, что требованиям времени не соответствует ни организация контрактной службы, ни, тем более, существующий формат службы по призыву.
Оценивая соответствие руководства Минобороны своим задачам, можно сказать, что на сегодняшний день Россия располагает наиболее адекватным военным руководством со времен распада СССР. При этом очевидно, что радикальность реформы, сжатые сроки ее реализации, неизбежное сопротивление среды и тяжелые экономические условия не позволят избежать массы ошибок и перегибов. Среди наиболее существенных неудач можно назвать провал перевода армии на контрактный принцип комплектования, серьезную социальную напряженность, возникшую в связи с ускоренным сокращением офицерского состава, двусмысленное положение с размером жалования военнослужащих после введения дифференцированной системы оплаты, поспешную и не до конца продуманную реформу военного образования и многое, многое другое. Особенно стоит выделить реализацию государственных программ вооружения, которые одна за другой проваливаются, не будучи исполненными в значительной части. В результате отставание Вооруженных сил России от армий наиболее развитых стран по уровню технического оснащения продолжает нарастать, что в условиях количественного отставания может стать очень опасным. Все эти ошибки необходимо исправлять, так как они касаются основ боеспособности армии.
К какому типу войн должна быть готова новая армия России? Очевидно, что время многолетних войн между великими державами ушло в прошлое - ядерное оружие не оставляет шансов на подобное развитие событий. Наиболее вероятным типом конфликта, в котором придется участвовать российской армии, является локальный конфликт на границах России и территории бывшего СССР, в ходе которого возможно столкновение с самым разным противником: от регулярной армии до многочисленных бандформирований и террористических групп.
По мнению Константина Макиенко, наибольшие опасения в плане возможного горячего конфликта с непосредственным участием России внушает Центральная Азия: «США и НАТО, очевидно, все менее контролируют ситуацию в Афганистане, и не исключено, что им в обозримом будущем придется оставить эту страну. Наиболее реальным в случае такого развития событий выглядит возвращение к власти в Афганистане движения «Талибан». Приход к власти в Афганистане исламских радикалов неизбежно станет катализатором конфликтов на территории и без того раздираемых противоречиями бывших советских республик региона. Слабые авторитарные режимы в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, не говоря уже о почти ставшей «несостоявшимся государством» Киргизии могут стать легкой добычей талибов. В результате России приходится считаться с вероятностью огромного азиатского пожара, который ей придется предотвращать, а если не удастся - гасить, как минимум с целью сохранения собственной внутренней стабильности. Очень хочется верить что реформа даст свои плоды до того, как описанная ситуация станет реальностью».
Помимо описанного сценария следует учитывать и вероятность иного развития событий: как показала практика, на территории бывших республик СССР не исключено возникновение откровенно антироссийских режимов, располагающих поддержкой извне. На сегодня такая ситуация маловероятна, в силу того, что действующая администрация США - основного спонсора «цветных революций», явно не склонна к продолжению политики Джорджа Буша. Однако уже в 2012 году, если президент Обама проиграет выборы, ситуация рискует измениться, и еще большим этот риск становится в 2016 году, когда администрация сменится в любом случае. При этом нужно отметить, что даже сохранение у власти в США демократов не гарантирует спокойной жизни: точка зрения Обамы на формат сосуществования с Россией разделяется отнюдь не всеми его однопартийцами. В наихудшем случае не исключен возврат к очередному варианту Холодной войны и новому витку гонки вооружений.
Грядущие десятилетия не обещают легкой жизни России. Тем важнее успех нынешней военной реформы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции