Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Инфраструктура отечественных авиаперевозок внезапно оказалась в центре внимания российских чиновников. Вчера премьер Владимир Путин провел совещание по вопросам строительства и реконструкции аэропортов, а днем ранее глава Минтранса Игорь Левитин предложил объединить три столичных аэропорта под началом одной управляющей компании. Синхронизация работы Шереметьево, Внуково и Домодедово может стать первым шагом по созданию в Москве большого международного транзитного узла - так называемого хаба. В случае успешной реализации проект сулит владельцам аэропортов и всему городу немалые выгоды.
Для России развитие аэропортов является одной из ключевых задач, считает глава правительства. Тем более печально, что отечественная инфраструктура авиаперевозок сегодня находится не в лучшей форме. В стране сейчас действуют 328 аэродромов - примерно в четыре раза меньше, чем в 1990 году, и их состояние оставляет желать лучшего: 46% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием и 18% полос с грунтовым покрытием нуждаются в срочном или капитальном ремонте. Ремонтировать и модернизировать их пытаются - за последние два года на эти цели было выделено 47 млрд рублей. Но выделенных средств не хватает, а где взять дополнительный капитал - пока не совсем ясно.
В качестве одного из возможных путей финансирования власти видят привлечение частного капитала. Но частные инвесторы, как правило, предпочитают участвовать в проектах, сулящих скорую отдачу, а развитие инфраструктуры авиаперевозок, как и любые другие инфраструктурные проекты, требуют больших, а главное долгосрочных вложений. Привлечь крупного частного инвестора может, пожалуй, грандиозный проект, сулящий пусть не скорую, но очень большую отдачу. Такие проекты есть.
Позавчера глава Минтранса Игорь Левитин озвучил идею (ее подсказали министерству инвестиционные консультанты «Тройка Диалог» и Credit Suisse) по объединению трех столичных аэропортов под крылом одной управляющей компании. Для этого уже в ближайшее время министр транспорта хочет уговорить собственников Домодедово, Внуково и Шереметьево сесть за стол переговоров.
С одной стороны, все аэропорты испытывают примерно одни и те же трудности: трансферт от аэропорта до города, управление воздушными потоками. Но главное все же в другом - российские власти уже несколько лет лелеют мечту о создании в Москве крупного международного транзитного узла - так называемого хаба, способного отбить у зарубежных конкурентов транзитные потоки из Европы в Азию. Сначала роль хаба отводили Шереметьево, но скоро выяснилось, что силами одного аэропорта задачу не решить - межконтенинтальный перевалочный узел можно создать, лишь объединив в сеть Шереметьево, Домодедово и Внуково.
Мысль о создании хаба в российской столице не нова - впервые она была высказана еще в 2002 году. Но дело с тех пор так и не продвинулось, что, впрочем, не удивительно. Синхронизировать управление и развитие трех столичных аэропортов - задача сложная, решить ее под силу только профессиональной компании с опытом управления международными аэропортами, кроме того, необходимо согласие всех собственников. Напомним, Шереметьево принадлежит государству, Внуково контролируется правительством Москвы и частными инвесторами, а Домодедово полностью находится под контролем частной компании.
Есть и технические сложности. Межконтинентальный перевалочный узел должен обслуживать огромное количество самолетов, обеспечивать быструю - в течение примерно получаса - пересадку пассажиров с рейса на рейс, а при необходимости и перемещение из одного аэропорта в другой. Памятуя недавний коллапс на Ленинградском шоссе, последнее может стать крайне затруднительным. Существуют проекты налаживания специальных железнодорожных маршрутов, которые позволили быстро и беспрепятственно добираться из одного аэропорта в другой. Но государство не готово единолично финансировать их, а привлечь частных инвесторов будет сложно, особенно учитывая, что строительство километра дорог в России стоит на порядок дороже, чем в США. Кроме того, в воздушном пространстве Москвы довольно много закрытых для полетов зон, а транзитному узлу как раз нужно как можно больше свободных зон для ожидания посадки.
Вообще, проблема создания в российской столице крупного международного перевалочного авиаузла чем-то схожа с созданием международного финансового центра. Финансовые центры не создаются по разнарядке, они стихийно формируется на базе ведущих мировых экономик, становятся их финансовой надстройкой. Если чуть-чуть упростить, то сначала промышленные и транспортные объекты, а затем уже банки и биржи. Точно так же и транзитные узлы естественно формируются там, где есть пересекаются мощные грузовые и пассажиропотоки. Хабами становятся аэропорты, через которые проходят десятки миллионов пассажиров в год. Россия, как заметил глава правительства, сейчас переживает бум авиаперевозок, но при этом весь авиационный пассажиропоток страны исчисляется примерно тремя десятками миллионов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции