Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Мы уже с 27 июня, то есть почти две недели номинально находимся в состоянии американо-российского шпионского скандала (причем он разрастается, и из США уже дошел до Британии, где заинтересовались одной из фигуранток), но пока никаких четких сигналов относительно его серьезности нет. Раньше вес подобного рода мероприятий определялся количеством дипломатов, которых вышвыривали стороны под скрежет зубовный МИДов. Сейчас, это уже ясно, никто никого и ниоткуда выбрасывать не собирается. Такого между нами еще ни разу не бывало: американцы берут сразу 10 агентов (11-й сбежал из-под залога на Кипре), а Москва чего-то дожидается. Что-то здесь явно «не по правилам».
Либо «перезагрузка» уже заработала так, что можно отойти от кнопки, либо это не шпионы, либо не совсем шпионы, либо шпионы не все, а только часть. Пришлось даже проконсультироваться со знакомыми (бывшими) разведчиками, которые все в один голос сказали, что такое количество агентов немыслимо, что таких масштабных захватов не может произвести ни одна контрразведка, что вычислить «кротов» или, как их еще называют, «сонь» практически невозможно, если их только кто-то не «сдаст». Поскольку в последнее время никаких сообщений о «бегстве» не было, то это исключается. Все сходятся во мнении, что речь, скорее всего, идет о простом отмывании денег, без всякого шпионажа, но картина неясна, полной информацией никто не располагает, надо подождать… и т.д. и т.п. Впрочем, все «бывшие» признавали, что если агентов задержали, то это, конечно, плохо, но всем хотелось, чтобы их действительно было много. Тут уж ничего не поделаешь, любая нация испытывает тайные симпатии к собственной «нечистой силе». И уж точно - к шпионским скандалам. Без них, без стычек «в закулисье», становится скучно от этого рутинного укрепления партнерских отношений.
Вообще, надо сказать, что настоящие шпионские войны, даже маленькие, никогда не превращаются в большие глупости. От любого «разоблачительного скандала» всегда идут круги по воде, которые обычно заканчиваются для противоборствующих лагерей бедой. Потому что это используют политики. А политикам свойственно рубить все то, что так тщательно выращивалось и скрывалось разведками. В общем, получается все нехорошо.
Мы, возможно, быстрыми темпами приближаемся сейчас к кульминации (пику, апогею, развязке) этого последнего, крайне странного, невиданного упражнения с разоблачениями «российских кротов» или замороженных агентов. А, возможно, и не приближаемся. Здесь все зависит от того, какому именно информационному агентству, газете, журналу, сайту, телеканалу, эксперту или группе, интернет-порталу и прочему довериться.
Одна «школа» утверждает, что вот уже 8-го или 9-го июля все решится и все 10 задержанных (11-й сбежал из-под залога на Кипре) будут обменены на западных агентов, содержащихся в российских тюрьмах.
Называются даже две конкретные фамилии - Игоря Сутягина, бывшего сотрудника института США и Канады в Москве, который в 2004-м был осужден за передачу секретной информации британским спецслужбам. Он до сих пор утверждает, что делился открытой информацией. И бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля, что тоже сидит, и тоже передавал разведданные, и тоже британским службам в 90-х годах прошлого века.
Здесь возникает некоторая путаница - оба граждане России. Менять их придется, если верить ЦРУ, тоже на «граждан России», которые в официальных обвинительных документах (кстати, официальные обвинения должны быть предъявлены всем десятерым только 9 июля), шпионами не называются. Это заговорщики, которые намеревались работать на иностранное государство и передавать ему информацию из высоких политических кругов, а также занимались отмыванием денег.
Адвокаты обвиняемых вообще утверждают, что во всем деле удивительно много странностей, что в официальном обвинении, которое должно быть оглашено 9-го в нью-йоркском окружном суде, пунктов гораздо меньше, чем было в обосновании ФБР при взятии под стражу. А адвокат Анны Чапмэн Роберт Баум и вовсе объявил, что в суде все может разрешиться быстро и уже есть предложения подозреваемым признать вину по обвинениям в отмывании денег (меньшее из зол) и быть депортированным в Россию.
Анна Чепмен (она же Анна Кущенко), выделяется из всей компании. Ее и американцы, и британцы подают как женщину джеймсбондовских лекал: роковую и коварную красотку. Она весьма странная подозреваемая в шпионаже в пользу России, и еще более невероятный кандидат на «спящего нелегала». Именно ей и ее бывшим мужем заинтересовалась британская MI5 (контрразведка), поскольку Анна - подданная Ее Величества. Впервые она приехала в Британию в 2002, где и познакомилась в ночном клубе с будущим мужем Алексом Чепменом. Вместе они в 2002 году вернулись в Москву, где и сыграли свадьбу. В 2006 году развелись, Анна опять вернулась в Москву, а оттуда в 2007-м поехала в США, где занялась торговлей недвижимостью через Интернет. Британские газеты пишут, что, по словам ее бывшего мужа, она часто встречалась в Лондоне с «русскими друзьями» и находилась под полным контролем своего отца, офицера российской разведки Василия Кущенко. Вот ведь знали же все как давно. Если так в России сегодня и впрямь готовят «нелегалов», то пусть уж лучше высылают. Спасибо надо сказать.
Вообще, все это даже обидно. В наше легкомысленное время так хотелось погрузиться во что-нибудь действительно драматическое. А тут.
Все-таки в «холодной войне», кроме прочего, была своя особая романтика, «шпионская прелесть», завораживающая привлекательность серьезного противоборства, взрослых людей из солидных служб. Иначе не родило бы оно - то время - шедевров таких классиков шпионского детектива как Грэм Грин, Сомерсет Моэм, Ян Флеминг, Джон Ле Карре (он же Дэвид Корнуэл). Все в молодые годы работали в британской разведке, хотя и по «разным профилям». У всех, что ни характер, то экстраординарность, доведенная до невероятности, упакованной в тонкий расчет и сдобренной к тому же живым умом.
Да еще убежденностью. Грэм Грин, к примеру, (кстати, хороший знакомый Кима Филби, долго работавшего на СССР до и после Второй мировой войны), прочел его воспоминания «Моя тихая война» и сказал, что «это захватывает гораздо больше, чем любой шпионский роман».
Написали бы они свои романы по следам сегодняшнего? Видно, мельчают все-таки и «кадры», и времена, и нравы. На множестве американских сайтов, можно сейчас найти живой и образный отклик на развернувшийся скандал. Республиканцы, к примеру, серьезно утверждают, что президент Барак Обама - «12-й русский шпион»: «А зачем русским за нами шпионить? Обама им и так все скажет». Из последних шедевров полемики нельзя не привести вот такой: «Да кенийский он шпион, а не русский. У вас с географией не в порядке».
А может ФБР действительно надо и его проверить?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции