Баба ЕГЭ удалилась в свою избушку, громко хлопнув дверью, оставив по себе недобрую народную память. Но нет худа без добра. Не было, наверное, в России таких времен, когда школа и семья были столь едины, так тесно сплочены перед лицом «внешней угрозы». Это, без преувеличения, исторический результат, который достигнут благодаря усилиям «чиновников-внедренцев» ЕГЭ. Когда министр образования и Рособрнадзор стали читать морали учителям и родителям, когда с высоких трибун звучали призывы к прессе быть ответственной, то хотелось сказать: «Спасибо, господа!» Вы пробудили общественную совесть, именно вы, а не специально организованные площадки наконец дали нам возможность услышать голос гражданского общества в России.
«Давайте дадим детям возможность спокойно сдать экзамены; в нужный момент взрослые не смогли поддержать ребенка; нагнетание страхов и волнений вокруг экзаменов безответственно со стороны тех, кто формирует микроклимат каждого конкретного выпускника» - это выдержки из выступлений творцов «макроклимата», призванные оправдать те стрессы, нервотрепку и случаи суицидов, которые многие эксперты связывают с ЕГЭ.
Можно, конечно, разбив окна в доме, со всей строгостью требовать от его обитателей срочно вставить стекла. И вдруг: «Вжи-и-ик!» - как коса по траве. Главный по правам ребенка Павел Астахов заявил: «Психологи наравне с педагогами должны готовить учеников к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ), чтобы не происходило трагедий, когда выпускник из-за нервного напряжения решает покончить жизнь самоубийством». Вывод напрашивается сам собой… Если подобной «амортизации» и психологической подготовки в школах нет, то система, в принципе, не имеет права на внедрение такого рода эксперимента, чреватого тяжелейшими последствиями.
Но скажут нам: «Это вопрос сбоя технологии, который можно решить «в рабочем порядке». Конечно, одна их любимых метаморфоз Бабы Яги -превращаться хоть в уродливую, но добрую старушку… на время… пока.
На самом деле все намного серьезней. ЕГЭ - это, в сущности, попытка монополизировать право оценки чужого труда. С педагогической точки зрения ЕГЭ не выдерживает никакой критики. Ребенок, ученик, школьник всегда воспринимает учителя как личность, и прежде всего как личность. С этой личностью он открывает для себя новые миры и собственные способности, он проходит путь внутреннего преображения вместе с преображающимся вокруг него миром, и все это сквозь призму личного общения с преподавателем. Эту личность первоначально хорошенько обдали грязью, отстранив от права оценивать результаты пройденного сложного творческого пути, преподавателю выражают недоверие, его «отрывают» от ученика, сообщив ему чудовищную глупость, что он не способен подвести итоги их общей работы. А кто тогда способен? Система тестирования? Компьютер? Георг Кристоф Лихтенберг - выдающийся немецкий ученый и публицист ХVIII века, - говоря о «миражах объективности», замечательно сказал: «Всякая беспристрастность фальшива». Попытка свести к «объективности» систему образования, немыслимую вне личностного начала, фальшива вдвойне.
Чтобы проиллюстрировать всю оскорбительную мелочность идеологии отчужденного образования, приведу одно из характерных высказываний: «Принципиальное отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что ребенок сам принимает решение. Без выражения глаз, без подсказываний, без настороженного взгляда педагога, без ужимок и мимики. Кто-то когда-то должен уже учить нашу молодежь принимать решение самостоятельно: на какие части отвечать в первую очередь, выбирать, нужен ли максимум или достаточно «тройки». Это что же, три-четыре варианта ответов на простой или сложный вопрос теста «без выражения глаз» учат самостоятельному мышлению? Полноте! Пробудить самостоятельность мышления и выбора в человеке может только человек.
Между прочим, не так давно министр образования Фурсенко в одной из телепрограмм заявил, что он атеист. Это дело его совести, как говорится, имеет полное право. Но возникает вопрос: не отсюда ли безальтернативность подхода к теме возникновения жизни на Земле в наших учебниках? С учителем, утверждающим, что ты произошел от обезьяны, спорить нельзя, ведь других версий, которые давали бы возможность свободного выбора для ученика в столь фундаментальном вопросе, нет. Интересно, как можно оформить эту тему в виде теста. Вариант первый: «Вы произошли от обезьяны?» Вариант второй: «Или все же от Адама и Евы?»
Бедные птенцы «доегэшного» периода, интеллектуального мезозоя! Но ведь и вправду, если судить по адептам «тестовок», мы имеем дело с типом мышления, который может передаваться новым поколениям. И здесь уже не до шуток. За последнее время у россиян не было недостатка в событиях, способных пропахать глубокие борозды между поколениями. Достаточно безболезненно переживаемые в других странах, для России они всегда - нелегкое испытание. «Мы наш, мы новый мир построим…» - слишком знакомый рефрен…
«Государство будущего будет показывать не сейфы с золотым запасом, а списки имен своих работников. Только весьма проницательные, опытные и крупные люди могут распознать подлинно творческие потенции, и для этого распознавания должен быть организован особенный государственный аппарат, работа которого с лихвой окупится результатами, - писал, находясь в заключении, Флоренский. И далее продолжал: «Индивидуальность самого «мастера», индивидуальность подхода его к своим ученикам, личные привязанности во всей школе друг к другу - таковы предпосылки обучения… Попытки безличной штамповки работников не приведут к успеху, и будет сознано, что действительная культурность передается не путем только внешнего научения, а лишь непосредственным воздействием личности». Здесь остановимся и ответим на один распространенный вопрос: «А что же мешает методу тестирования оценить итоги этой индивидуальной работы?» В самом деле, что мешает измерять желтое круглым? Попробуйте.
Забудьте про модернизацию и инновации, для которых нужны творческие личности, потому что «ЕГЭ - это не система отбора, а фильтр, позволяющий продолжить образование тем, кто этого хочет» (Фурсенко). А теперь сыграем в тест.
Вопрос: «Что такое фильтр?» 3 варианта ответа.
Вариант 1). То, что отделяет добротное и качественное от недобротного и некачественного.
Вариант 2). То, что отделяет количество от качества.
Вариант 3). То, что отделяет независимо от качества.
ЕГЭ выбирает вариант второй или третий с одинаково неправильным результатом, потому что для полноценного развития общественного, научного, экономического, любого - приемлемый вариант ответа только первый.
У Замятина викарий Дьюли, написавший книгу под названием «Завет Принудительного Спасения», говорил: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели. С механической - понимаете?»
Не вызывает сомнения, что учебный процесс, в случае внедрения ЕГЭ, будет подчинен режиму тестирования. Теперь даже главы учебников завершаются вопросами, которые его авторы предлагают в виде тестов. А вдруг найдется какой-нибудь Ломоносов или Лобачевский, который скажет: «Все ваши вопросы - скучны и несущественны. Позвольте, я поставлю вопрос иначе…» Гении, видите ли, чаще прибегают к сослагательному наклонению, из-за широты ума-с…
Ну а как же мировой опыт? Забудем на минутку традиционный консервативный ответ, что история России, как и история ее педагогической школы, имела и должна сохранять свои особенности, потому что на этом пути добилась впечатляющих результатов. Дело в том, что оппонентам «органической» школы присущ тотальный антиисторизм. А потому, в свою очередь, зададим им вопрос: «А о чем, собственно, говорит мировой опыт?» Только о том, что в нем никогда не поставишь точку, особенно в такой области, как образование. Тупики образования на основе «тестирования» и «машинизации» давно очевидны на Западе. В своей книге «Искусство бедности» Александр фон Шенбург пишет: «Нил Постман утверждает, что, когда он начинал преподавать в Нью-Йоркском университете, технические средства находились на довольно примитивном уровне, однако студенты умели читать, писать и ясно выражать свои мысли. Сегодня же у всех учащихся есть текстовые редакторы, электронный доступ к тысячам библиотек и Интернету, но почти никто не может написать толковую работу на заданную тему. Что касается собственных идей, то их времена давно прошли…»
Система образования в мире переживает кризис вместе с общим кризисом идеологии современного развития, и его глубокое реформирование - вопрос недалекого будущего. «Постиндустриальное общество», «экономика знаний» - это прежде всего охота за умами и талантами, а не за сообразительными мальчиками и девочками линейно-инженерной цивилизации. Сообразительных вокруг много, только они уже не востребованы. Как заметил - не без зависти - один из наших известных политиков, побывавший в крупнейшем университете США: «Это же огромная воронка, затягивающая в себя человеческие умы!» Заметьте, умы, а не базы данных в человеческом обличии.
Кстати, как поведала деловая газета «Взгляд», Высшая школа экономики, признанный инициатор введения ЕГЭ в России, - сегодня «почти рекордсмен по числу дополнительных экзаменов помимо ЕГЭ». Иными словами, для себя эта высшая школа не считает итоги ЕГЭ достаточным критерием оценки способностей абитуриентов.
Баба ЕГЭ переживет осень и зиму в своей избушке на курьих ножках, а по весне выйдет к нам голодной и постаревшей на целый год. Правда, один мальчик рассказал мне историю о том, что, когда эта «милая» бабушка пыталась посадить его на лопату, чтобы отправить прямо в печь, он предложил ей показать, как правильно надо складывать ножки и ручки. Бабушка села на лопату, а мальчик не терял времени… Не знаю, верить ли ему?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции