Рейтинг@Mail.ru
«Росинтер»: франчайзинг - мощный рычаг развития предпринимательства - РИА Новости, 08.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Росинтер»: франчайзинг - мощный рычаг развития предпринимательства

© Фото : Предоставлено «Росинтер»Вице-президент компании по франчайзингу Светлана Князева
Вице-президент компании по франчайзингу Светлана Князева
Читать ria.ru в
Дзен
О ситуации на российском рынке франчайзинга и практическом опыте «Росинтер Ресторантс Холдинг» по построению ресторанной сети на основе коммерческой концессии в интервью РИА Новости рассказала вице-президент компании по франчайзингу Светлана Князева.

О ситуации на российском рынке франчайзинга и практическом опыте «Росинтер Ресторантс Холдинг» по построению ресторанной сети на основе коммерческой концессии в интервью РИА Новости рассказала вице-президент компании по франчайзингу Светлана Князева.

- Каков объем российского рынка франчайзинга и его потенциал?

- Рынок франчайзинга (коммерческой концессии) в России, по разным источникам, оценивается в 4-5 миллиардов долларов с общим числом франчайзеров порядка 350. Что касается соотношения сегментов этого рынка в России, то оно примерно такое же, как в США или других развитых странах. Наибольшее распространение франчайзинг получил в розничной торговле – у нас это около половины рынка; больше четверти приходится на общественное питание; около 12% – на сферу услуг. Остальное – производственные и прочие «редкие» франшизы.

В сложной экономической ситуации прошлого года особым спросом стали пользоваться франшизы с невысокими первоначальными инвестициями: лидерские позиции занял недорогой ритейл и фаст-фуд. Должна сказать, что потенциал рынка франчайзинга в нашей стране огромен, кроме того - это, безусловно, уникальный рычаг для развития малого и среднего предпринимательства.

- Насколько привлекателен наш рынок для западных франшиз и почему наши марки не тиражируются на Западе?

- Количество западных и отечественных франшиз в России примерно равно. Думаю, что сегодня многие международные компании серьезно присматриваются к нашему рынку. Несмотря на то, что российская система лицензирования торговых марок еще очень молода, отечественные компании также создают концепции, которые смогут занять достойное место на иностранных рынках, учатся поддерживать франчайзинговые предприятия на удалении. Так что это вопрос ближайшего будущего.

- Сколько в среднем компании продают франшиз в год?

- Очевидно, что компании с востребованными брендами продают большее количество франшиз. Размер первоначальных инвестиций в проект также имеет принципиальное значение. Так, по статистике единственной в России специализированной выставки BuyBrand, более 40% ее посетителей имеют возможность инвестировать в бизнес до 150 тысяч долларов. Инвестиции в наши рестораны «IL Патио» и «Планета Суши» на порядок выше – около 600 тысяч долларов за каждый. При этом под нашими знаками обслуживания в прошлом году открылись 25 франчайзинговых ресторанов.

-  «Росинтер» недавно заявил об открытии сотого франчайзингового ресторана, это много или мало для вашего сектора?

- Если сравнивать с такими рынками как США или Канада, то это немного. В Австралии франчайзинг занимает 90% объема услуг быстрого питания, в США новая франшиза приобретается каждые восемь минут. Для российского же ресторанного рынка, где франшизы стали появляться всего 7-10 лет назад, это - достижение. Учитывая отсутствие «франчайзинговой культуры» в стране, относительно тонкий слой среднего класса, а также то, что у нас достаточно емкая по инвестициям франшиза, мы можем гордиться этим результатом.

Конечно, мы изучаем опыт франчайзинга в странах, где уже есть наработанные практики, истории успехов и неудач. Более того, «Росинтер» находится в уникальном положении, будучи и франчайзи (товарный знак T.G.I. Friday’s), и франчайзором одновременно. Это позволяет нам воспользоваться лучшими практиками и сделать нашу систему лицензирования максимально выгодной для партнера.

- По Вашему опыту, каков «социально-экономический» портрет сегодняшнего франчайзи «Росинтера» и в целом на рынке?

- Большинство наших франчайзи – владельцы уcпешного бизнеса, в котором они уже реализовались и который хотели бы диверсифицировать. Часть партнеров – операторы ресторанов, которые добавили в свой портфель федеральные бренды «IL Патио» и «Планета Суши». У нас почти нет небольших «семейных» партнеров, мы в основном работаем с представителями серьезного бизнеса. Пока франшизы семейного типа в России более характерны для предприятий, не требующих больших инвестиций и более легких в управлении.

- Помогаете ли вы с получением кредитов потенциальным партнерам?

- Как правило, рестораны открываются на собственные средства партнеров. Небольшое число пользуются обычным банковским кредитом, но мы надеемся изменить эту ситуацию, чтобы предоставить нашим франчайзи новые возможности развития. Дело в том, что в России на сегодняшний день ни один коммерческий банк не предлагает комплексного обслуживания франчайзинговых субъектов. При этом примерная ставка по кредитам для среднего бизнеса составляет 15-16%, малого - 17-19%. Напомню, что в Индии и Великобритании франчайзинговый бизнес кредитуется под примерно 7-8 %; в Австрии – 6 %; в Испании – 5-6%; во Франции – 2-4%, а в Мексике существует отдельная госпрограмма развития франчайзинга. Мы ведем переговоры с некоторыми известными кредитными организациями в РФ для разработки программы финансирования франчайзинговых предприятий.

- Что еще мешает развитию рынка франчайзинга в России?

- Для многих представителей бизнеса и власти франчайзинг остается неизвестной областью. К сожалению, дискуссии о его преимуществах и недостатках происходят в большинстве своем в профессиональном кругу. Кроме того, в главе 54 ГК РФ есть ряд положений, которые потенциально могут затруднить работу франчайзоров, например, субсидиарная ответственность правообладателя (франчайзора) по требованиям, предъявляемым к пользователю (франчайзи); право добросовестного пользователя по истечении срока договора коммерческой концессии на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Как правило, договоры франчайзинга заключаются на длительный срок, и условия сотрудничества могут быть скорректированы. Что касается требования регистрации договоров коммерческой концессии, то такое требование отсутствует во многих странах и, возможно, также не принципиально в России. Мы считаем, что государству следовало бы обратить внимание на франчайзинг как на замечательный механизм развития малого и среднего предпринимательства.

- Вы являетесь пионером франчайзинга на ресторанном рынке России. Почему была выбрана стратегия смешанного развития и каковы планы компании?

- Франчайзинг является одним из способов быстрого развития сети и это одна из причин, почему «Росинтер» завоевывает рынок столь стремительно. Если вы решили использовать франчайзинг как форму развития, вам, прежде всего, нужно построить мощную, динамичную, ответственную организацию. Во-первых, вы продаете рецепт бизнеса партнеру, а значит, этот рецепт должен быть проверен временем. С другой стороны, вам просто необходимо его постоянно пересматривать и совершенствовать, чтобы партнеру всегда было выгодно с вами работать. Это сложное дело, но вы таким образом выводите организацию на совершенно иной уровень. Как уже говорилось, в июле мы открыли свой сотый франчайзинговый ресторан, это чуть меньше трети от всего количества ресторанов, которыми мы управляем в 40 городах России, СНГ и Европе. В этом году мы планируем открыть еще около 25-30 ресторанов по франчайзингу, а в следующем году, возможно, выйти на территории новых стран.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала