Рейтинг@Mail.ru
Восток-2010: проблемы военно-воздушных сил - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восток-2010: проблемы военно-воздушных сил

Читать ria.ru в
Дзен
Межтеатровая переброска самолетов ВВС России в рамках учений «Восток-2010» стала одним из главных событий этих крупнейших маневров. На Дальний Восток перегонялись бомбардировщики Су-24 и Су-34, которым для этого потребовались дозаправки в воздухе.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Межтеатровая переброска самолетов ВВС России в рамках учений «Восток-2010» стала одним из главных событий этих крупнейших маневров. На Дальний Восток перегонялись бомбардировщики Су-24 и Су-34, которым для этого потребовались дозаправки в воздухе. Такой маневр, давно используемый в ВВС ведущих стран мира, прежде всего США и стран НАТО, позволяет быстро наращивать воздушную мощь в нужных регионах, обеспечивая поражение противника.

Однако для проведения подобных маневров нужны соответствующие возможности - как минимум, достаточное количество «летающих танкеров», боевых самолетов, способных принимать топливо в воздухе, транспортных самолетов, обеспечивающих быструю переброску вспомогательного персонала и необходимых грузов, и, наконец, экипажей, способных осуществлять такие миссии. Говоря об этих способностях применительно к ВВС России, нужно заметить, что все названные компоненты развиты недостаточно.

Единственным типом самолета-заправщика, который состоит на вооружении ВВС России, по-прежнему остается самолет Ил-78 (78М), созданный на основе военно-транспортного самолета ИЛ-76. В составе ВВС насчитывается 19 таких машин, предназначенных для обеспечения дозаправки в воздухе самолетов Ту-160 и Ту-95 дальней авиации, а также «летающих радаров» А-50, при этом даже для обеспечения только дальней авиации 19 машин явно недостаточно.

На этом фоне почти 250 самолетов-заправщиков только типов KC-10 и KC-135 и только в составе ВВС США, не считая самолетов резерва и национальной гвардии, обеспечивают значительно больший потенциал «проекции силы», позволяя быстро перебрасывать крупные силы ВВС с одного театра военных действий на другой.

Недостаточным для России является и количество машин, способных дозаправляться в воздухе. Прежде всего это касается истребителей - базовые варианты Су-27 и МиГ-29 не оборудованы для выполнения этой задачи. Такая конструкция обусловлена советским подходом к комплектованию ВВС, когда на всех опасных направлениях можно было содержать значительное число самолетов. В настоящее время такой возможности нет, и способность истребителей к дозаправке в воздухе становится критически важной - соответствующее оборудование имеют все новые и модернизируемые машины. Некоторые самолеты фронтовой авиации сами могут работать в качестве заправщиков - например, бомбардировщики Су-24, оснащаемые подвесными контейнерами с системой передачи топлива. Но это решение паллиативно: такие импровизированные «летающие танкеры», обладают недостаточным радиусом действия, и, кроме того, не могут сами наносить бомбовые удары, что снижает потенциал бомбардировочных эскадрилий.

Не имеет системы дозаправки в воздухе и дальний бомбардировщик Ту-22М3, но возможности этой машины ограничены по политическим соображениям: установка «штанги» на бомбардировщики данного типа делает их межконтинентальными, и подводит под ограничения договоров о СНВ. При этом технически дооборудовать Ту-22М3 для дозаправки в воздухе не составляет большого труда.

Самая сложная ситуация складывается с экипажами: в настоящее время для выполнения ответственных задач ВВС России продолжают отряжать экипажи во главе со старшими офицерами (майор-подполковник-полковник), имеющими большой опыт и практический налет. Способности рядовых летчиков выполнять подобные задачи остаются под вопросом.

Чуть менее сложной, но также весьма проблемной остается ситуация с транспортными самолетами, которые жизненно необходимы для поддержки «удаленных операций» ВВС, если речь идет не о коротком ударе на большую дистанцию, а о перебазировании самолетов. Россия продолжает оставаться страной с одним из самых крупных парков транспортной авиации, и более-менее приличным ресурсом у остающихся в строю самолетов, однако огромные размеры страны и наличие большого объема военных авиаперевозок, делают наличные силы недостаточными.

Устранять сложившуюся проблему можно только за счет комплексного подхода: простое оснащение «штангами» существующих и новых самолетов задачу не решает. Помимо этого, руководство страны и вооруженных сил должно предусмотреть возобновление производства самолетов-заправщиков для ВВС России, а также соответствующую подготовку экипажей. В совокупности эти меры обеспечат ВВС большим, чем сейчас числом самолетов, способных выполнять задачи «на полную дальность».

При этом можно обратить внимание на тот факт, что Ил-78 явно избыточен для самолетов фронтовой авиации. Для них требуется более компактная и дешевая машина, которую можно создать, на основе, например, грузовой модификации авиалайнера Ту-204. Наличие в составе ВВС хотя бы нескольких десятков таких машин позволит радикально изменить их облик к лучшему.

Можно добавить еще и то соображение, что закупка крупных серий самолетов на базе Ту-204 для ВВС России может спасти производство этой машины, в настоящее время находящееся в предсмертном состоянии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала