Российская система образования в международных исследованиях получает разные оценки. По результатам исследования PISA (Programme for Intrenational Students Assessment), в 2006 году Россия заняла тридцатое-сороковое место (из 57). Результаты 2009 года последуют в декабре. О проблемах нашей школы в интервью РИА Новости говорит руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.
- Елена Анатольевна, в чем специфика исследования PISA? исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) в 2006 году мы на первом месте.
- Международные исследования образования имеют разное предназначение и структуру, разработаны для разных возрастных групп школьников. Исследование PIRLS проверяет знания и умения учеников начальной школы в области качества чтения и понимания прочитанного. PISA проверяет навыки пятнадцатилетних школьников в трех областях: чтении и понимании текста, математике, естественных науках - и ориентировано на проверку умения применять знания по предмету вне его рамок. Так, в ходе решения задачи по физике может проверяться владение математическим аппаратом, а при решении житейской проблемы предполагается использование естественнонаучных знаний. Также рассматривается не скорость чтения, чем часто ограничиваются наши проверки, а умение воспринимать суть, отбрасывать второстепенное, анализировать информацию.
В целом низкие результаты России в исследовании PISA связаны с тем, что оно проверяет применение знаний, а с этим в нашей системе образования проблемы были всегда.
- Если учесть опыт стран с высокими результатами в этом исследовании, что можно из него почерпнуть?
- Первое и главное касается учительского корпуса. Стабильно очень высоки результаты по PISA Финляндии. Учителей здесь отбирают тщательно. Если в России работать в школу, по статистике, идут, как правило, самые слабые выпускники вузов, в Финляндии «в учителя» идут лучшие 10 процентов выпускников.
Там создана прекрасная система поддержки молодых учителей. Их стартовая зарплата весьма привлекательна. Учителя по приходе в школу сопровождает специальный ментор (наставник) из старших коллег: посещает его уроки, следит за тем, чтобы не возникало проблем, советует, как строить отношения с учениками, с коллективом, как планировать материал и добиваться поставленных на уроке задач.
Наши молодые учителя часто уходят из школы, не сумев справиться с первым негативным опытом.
Очень важна организация повышения квалификации педагогов. Во многих странах – лидерах PISA - учителя проходят повышение квалификации каждый год и преподают им лучшие учителя страны. Наши учителя обязаны повышать квалификацию раз в пять лет, на практике это происходит еще реже, при этом часто учат их люди, знающие детей больше по книгам.
- Финляндия уже давно занимает в PISA стабильно высокое место. Чем интересен опыт стран, с положительной динамикой?
- Рост показателей демонстрируют Южная Корея, Сингапур. Неплохой динамики добилась Япония. В этих странах также высок престиж профессии учителя, на эти позиции отбирают лучших.
Кстати, во всех странах Тихооеканского региона очень большая наполняемость классов. Когда мне однажды довелось дать несколько уроков в Японии, на некоторых занятиях лекционного характера в классе сидело по 200 человек. Если учитель хороший, многочисленная аудитория заставляет его лучше проявлять мастерство, использовать разные приемы преподавания. Для нас это непривычно, но данные исследований говорят о том, что в больших классах можно добиваться таких же высоких результатов, как в маленьких.
- Работа с педагогическим корпусом – задача для новой школы на годы вперед. А что можно было бы сделать в более короткие сроки?
- Я считаю, давно уже нужно создать уровневый стандарт в области образования. Все умения и знания школьника должны быть описаны так, чтобы было понятно, какие новые качества должны сформироваться на каждом этапе обучения.
Уровней должно быть больше, чем сейчас. Тогда учитель сможет точнее оценить, на каком уровне ученик, и стремиться к тому, чтобы он как можно скорее переместился выше. Ученику легче почувствовать себя успешным, если для перехода на следующий этап не нужно слишком много времени.
Наш современный стандарт описывает, что должны знать и уметь выпускники начальной, средней и старшей ступени, причем в размытых выражениях, поэтому прирост знаний не всегда можно померить. В Великобритании таких уровней восемь, а то, что должно быть сформировано, понятно и учителю, и ученику.
У нас стандарты настолько неоперациональны, что учителя их просто не читают. Во всем мире стремятся соотносить свои стандарты со стандартами ведущих стран и с системой международных требований. Так, наши стандарты по иностранным языкам, например, было бы неплохо соотнести с языковой рамкой Совета Европы и прямо указать, какого уровня этой рамки должны достичь российские школьники. Тогда их успехи можно будет сравнивать с успехами школьников других стран.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости