О самовольном захвате земель, трудной работе госземинспекторов, сотрудничестве с МВД и ситуации в регионах в интервью корреспонденту РИА Новости Лане Самариной рассказал и.о. начальника управления государственного земельного контроля, землеустройства и мониторинга земель Росреестра Рамис Гимолеев.
- В настоящее время госземконтролем занимаются три ведомства: Росреестр, Россельхознадзор и Росприроднадзор. Чем отличаются их функции в этой сфере?
- В основу разграничения полномочий между ведомствами был положен статус земли. В отношении земли, прежде всего как природного объекта, контроль осуществляют Росприроднадзор и Россельхознадзор, а контроль за земельными участками как объектами недвижимости осуществляет Росреестр. В частности, Росреестр контролирует соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом ведомство осуществляет функцию по государственному земельному контролю на участках всех без исключения категорий. На сегодняшний день наше ведомство является самым крупным контролирующим органом в области госземконтроля.
- В начале этого года Росреестр направил в Минэкономразвития предложения, которые должны улучшить деятельность ведомства, в том числе и в сфере госземконтроля. Есть ли отклик министерства?
- Действительно, в феврале мы подготовили целый пакет предложений, который был направлен в Минэкономразвития России. Мы считаем, что в первую очередь необходимо освободить госземинспекторов от исполнения иных обязанностей. Так, в настоящее время помимо непосредственного осуществления государственного земельного контроля инспектор зачастую выполняет работу, связанную с ведением государственного кадастра недвижимости, оценкой, делопроизводством, информированием граждан и так далее. Кроме того, необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу. Мы разработали проект межведомственного регламента взаимодействия всех контролирующих органов в сфере госземконтроля, в котором сформулированы принципы взаимодействия, определены его формы и указан порядок такого взаимодействия. В настоящий момент он направлен Минэкономразвития России и на согласование в Минприроды и в Минсельхоз России.
Также разработан новый проект административного регламента осуществления функции по госземконтролю. Практика применения аналогичного документа от 2007 года показала, что он не учитывает специфику деятельности госземинспекторов, основным занятием которых являются проверки соблюдения земельного законодательства, то есть с выезд на конкретные земельные участки. Новый документ более детально регламентирует именно эту сферу деятельности инспекторов.
Кроме того, в пакет направленных в Минэкономразвития России документов вошел и проект соглашения с МВД России о взаимодействии. Мы предлагаем регламентировать отношения между госземинспекторами и сотрудниками органов внутренних дел в части обеспечения розыска и доставления лиц, уклоняющихся от явки по уведомлению о проведении проверки соблюдения земельного законодательства и процессуальных действий. В настоящее время эти проекты рассматриваются министерством, отклика пока не получили, но надеемся, что он будет в ближайшее время.
- Региональные и местные органы власти все чаще выступают за то, чтобы им разрешили привлекать нарушителей в этой сфере к ответственности. Как вы относитесь к идее о передаче функций госземконтроля от территориальных органов Росреестра регионам и муниципалитетам (с такими предложениями выступала в частности Москва)?
- Росреестр считает, что в случае передачи функции по осуществлению госземконтроля в регионы или муниципалитеты, данный контроль как таковой осуществляться не будет, так как функции по нормотворчеству, распоряжению земельными участками и контролю фактически перейдут одному лицу, а это, в свою очередь, повлечет увеличение количества нарушений в данной сфере.
В ряде субъектов РФ не приняты в полном объеме нормативные правовые акты по вопросам землепользования, отнесенные федеральным законодательством к региональному уровню.
Кроме того, в решении совместного заседания коллегий Генеральной прокуратуры, Счетной палаты и Министерства сельского хозяйства (2007 год) отмечено, что негативная ситуация в данной отрасли во многом связана с принятием органами государственной власти субъектов Российской Федерации незаконных правовых актов, а также с несвоевременностью приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления зачастую издают правовые акты с превышением установленной компетенции, при этом допускаются нарушения земельного законодательства, ущемляются права субъектов земельных правоотношений.
Также необходимо отметить, что во многих регионах не реализовано осуществление такой функции, как муниципальный земельный контроль, хотя еще территориальные органы Роснедвижимости повсеместно выходили с предложениями о координации действий государственных и муниципальных инспекторов по использованию и охране земель.
- Какое нарушение чаще всего обнаруживают инспекторы во время своих проверок?
- Наиболее распространенным нарушением по-прежнему является самовольное занятие земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности – более 53 тысяч случаев. Также распространены такие нарушения, как использование земель не по целевому назначению (в 2009 году выявлено около 2 тысяч раз), неиспользование земельных участков (около 3 тысяч случаев).
В целом, в течение 2009 года госинспекторы по использованию и охране земель провели более 270 тысяч проверок соблюдения земельного законодательства на площади около 33 миллионов гектаров земель. Всего мы выявили 97 тысяч нарушений земельного законодательства, привлекли к административной ответственности 8,6 тысяч нарушителей. Общая сумма штрафов за прошлый год составила более 145 миллионов рублей. Кроме того, было проверено почти 500 тысяч актов органов региональной власти и местного самоуправления на предмет их соответствия земельному законодательству. Из общего количества проверенных актов в более чем 6 тысячах выявлено несоответствие закону. В результате принятых Росреестром мер более 3 тысяч документов приведено в соответствие с законом.
- А на самих госземинспекторов поступают жалобы?
- Да, конечно. Ведь работа инспектора – это работа с людьми, с теми, на кого жалуются, и с теми, кто жалуется. И всегда одна из сторон недовольна результатом работы инспектора.
Мы тщательно разбираемся в каждом конкретном случае и при подтверждении фактов принимаем соответствующие меры к нарушителям.
Следует отметить, что мы не ждем жалоб на госземинспекторов, мы ведем профилактическую работу в этом направлении. Так, сейчас территориальные органы регулярно представляют в наше управление госземконтроля судебную и административную практику по административным делам. Мы ее анализируем и в случае выявления неправомерных действий инспекторов принимаются меры реагирования. Также мы намерены вводить постоянное обучение госземинспекторов, повышая их профессионализм.