МОСКВА, 7 июл - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев в среду внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, которым предлагается установить единый для всех судов общей юрисдикции апелляционный порядок проверки не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам, а кассационные инстанции преобразовать в апелляционные с сохранением существующей системы судоустройства судов общей юрисдикции. Информация размещена на официальном сайте нижней палаты парламента.
Проектом закона предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и признать утратившими силу некоторые законодательные акты.
Президент предлагает дополнить раздел XIII УПК новой главой "Производство в суде апелляционной инстанции", в которой, в частности, подробно прописан порядок принесения апелляционных жалобы, представления, сроки апелляционного обжалования приговоров и иных судебных решений и последствия подачи апелляционных жалобы.
Законопроектом также дополняется раздел XV УПК новыми главами "Производство в суде кассационной инстанции" и "Производство в суде надзорной инстанции".
Согласно тексту документа, районный суд будет выступать апелляционной инстанцией для судебных актов мирового судьи; верховный суд республики, краевой, областной, окружной (флотский) и равный им суд - апелляционной инстанцией для судебных актов районного (гарнизонного военного) суда, а Верховный суд РФ - апелляционной инстанцией для судебных актов верховного суда республики, краевого, областного, окружного (флотского) и равного им суда.
Суды апелляционной инстанции предлагается наделить полномочиями по проверке не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам с точки зрения фактических и правовых оснований с вынесением нового судебного акта, полностью замещающего приговор, определение, постановление суда первой инстанции.
Кроме того, они смогут проверять производство по делу в полном объеме и в отношении всех осужденных по данному делу для устранения возможных судебных ошибок, в также будут вправе отменять судебный акт, принятый судом первой инстанции, с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд либо прокурору при наличии оснований, предусмотренных законом (в случаях, когда невозможно либо затруднительно восстановить права, нарушенные в предыдущем производстве по делу).
Законопроектом также предусматривается детальная регламентация процедуры обжалования судебного акта в апелляционном порядке и производства в суде апелляционной инстанции.
В частности, урегулированы вопросы, касающиеся права апелляционного обжалования, перечислены судебные акты, подлежащие обжалованию в апелляционном порядке, а также определены порядок и сроки принесения апелляционных жалобы или представления и предъявляемые к ним требования, предмет и сроки апелляционного производства, порядок рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции, основания отмены или изменения судебного акта, пределы прав и виды решений суда апелляционной инстанции, а также требования, предъявляемые к апелляционным приговорам, определениям и постановлениям.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, введение единого апелляционного порядка производства по уголовным делам предполагает необходимость внесения корректировок и в процедуру пересмотра вступивших в законную силу судебных актов.
В этой связи законопроектом предлагается ввести новый, кассационный порядок проверки судебных решений, вступивших в законную силу, основная цель которого заключается в проверке вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда исключительно по вопросам права.
Полномочия суда кассационной инстанции предлагается наделить президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ и Военную коллегию ВС РФ.
В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке проектом закона предлагается установить существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, которые повлияли на исход дела, то есть такие нарушения, без установления которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, а также защита охраняемых публичных интересов.
Как отмечается в пояснительной записке, действующее отечественное кассационное производство не является ни апелляционным производством, ни кассационным производством в классическом понимании этого процессуального института.
При этом в законопроекте сохраняется требование о недопустимости поворота к худшему при пересмотре оправдательного приговора или иного решения о прекращении уголовного дела.