МОСКВА, 7 июл - РИА Новости. Завершение трехлетних реставрационных работ вновь открывающийся 26 июля Музей Израиля решил отметить "презентацией" редкой фрески XII века, расположенной на девятиметровой стене, которую обнаружили в 1999 году во время раскопок рядом с Гефсиманским садом в Иерусалиме. Там же были найдены несколько зданий, которые датируются 12 столетием и являлись частью монастыря Святой Мириам в долине Иосафат.
Фреска была отреставрирована командой специалистов из отдела сохранения и реставрации Израильского департамента древностей (IAA) во главе с Жаком Нагаром. Широкой публике она будет представлена в ходе выставки, посвященной периоду Крестовых походов, уточняет представительство Министерства туризма Израиля в России.
По словам возглавлявшего раскопки археолога иерусалимского отдела IAA Джона Селигмана, сохранилась лишь нижняя часть настенной росписи, прежде достигавшей 9 метров в длину и 2,7 - в высоту. Ученые полагают, что на фреске была изображена иконографическая композиция деисус: Иисус с Богоматерью и Иоанном Крестителем, которые молят его о прощении во благо человечества. На восстановленном участке можно увидеть стоящего в центре Иисуса, справа от него изображена Мария, а слева - Иоанн Креститель. За фигурами Богоматери и Иоанна Крестителя видны две пары ног, которые, возможно, принадлежат ангелам.
В центре изображения сохранились красочные цветочные завитки, по обе стороны от которых видны надписи на латыни, цитирующие слова Блаженного Августина: "Кто осквернит имя отсутствующего друга, того больше не будут ждать за этим столом как гостя". Приведенное изречение дало основание считать, что настенная роспись украшала стену монастырской трапезной, а слова были обращены к гостям и посетителям трапезной, а не к бенедиктинцам, которые обычно и так воздерживались от излишних разговоров.
Жак Нагар отметил, что это не только крупнейший, но и крайне значимый образец живописи в числе немногочисленных фресок, сохранившихся в Израиле со времен крестоносцев. Потрясающее качество работы свидетельствует о мастерстве художника, а насыщенные цвета являются подтверждением того, что в XII веке монастырь играл важную роль и находился во времена крестоносцев под покровительством Мелисенды, королевы Иерусалима.