Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Одна из главных составляющих учений «Восток-2010» - действия ВМФ России. В маневрах принимает участие несколько десятков боевых и вспомогательных кораблей трех флотов, при этом Северный и Черноморский флоты отправили на Дальний Восток свои наиболее крупные и сильные корабли – ракетные крейсеры «Петр Великий» и «Москва» соответственно.
В рамках учений флот отрабатывает подчеркнуто боевые задачи: борьба с подлодками, надводными кораблями, отражение десантной операции, и наоборот – высадка и поддержка собственного десанта на занятый неприятелем берег. Отрабатывается также взаимодействие с ВВС и отражение авианалетов. Этот подход отличается от многих прежних учений, когда значительную часть времени занимала отработка гуманитарных и миротворческих задач.
Флот традиционно является одним из самых дорогостоящих и наукоемких видов вооруженных сил, с наиболее длительным циклом создания боеспособных крупных соединений, составляющим нередко десятки лет. Цена ошибки в планировании его строительства весьма высока – на исправление может уйти жизнь одного двух-поколений. Какую же роль должен играть ВМФ России в структуре обновленных Вооруженных сил страны после завершения их радикальной реформы, и как он будет выглядеть?
Из заявлений высшего руководства страны и Вооруженных сил ясно, что флоту в структуре ВС отводится большое значение, но очевидно, что сроки и объемы строительства боевых кораблей находятся в прямой зависимости от возможностей экономики страны. Учитывая чрезвычайно высокую стоимость строительства крупных кораблей флота, их количество в ближайшие десятки лет не будет особо значительным, и для противостояния превосходящим силам потенциального противника Россия будет вынуждена использовать иные способы усиления ВМФ. Одним из главных способов в этом случае становится отрабатываемый в рамках «Востока-2010» межтеатровый маневр – оперативная переброска крупных кораблей флота между удаленными ТВД.
Такая переброска способна объединив потенциалы небольшого числа сильных боевых единиц, многократно умножить совокупный потенциал целого соединения. В данном конкретном случае, ВМФ России сформировал отряд в составе двух ракетных крейсеров и трех больших противолодочных кораблей. Крейсера «Петр Великий» и «Москва» объективно обладают очень мощной ПВО, сравнимой с возможностями американских и японских кораблей, несущих системы «Иджис». Их же ударный потенциал не имеет аналогов в мире: тяжелые сверхзвуковые противокорабельные ракеты являются исключительным достоянием ВМФ СССР/России. Присоединение к этому отряду тихоокеанского крейсера «Варяг» (который в настоящее время возвращается из похода в США), позволило бы сделать его еще сильнее, и взаимодействуя с другими силами Тихоокеанского флота, а также самолетами ВВС, отряд мог бы соперничать даже с самым грозным противником.
Учения такого рода недаром проводятся именно на тихоокеанском театре военных действий: в настоящее время и в перспективе на ближайшие 20-30 лет этот регион является одним из самых конфликтоопасных для России. Наличие неурегулированных территориальных вопросов с Японией и соседство с такой могущественной державой, как Китай, заставляет изыскивать новые способы защиты русских дальневосточных владений в случае возможного конфликта.
При этом следует понимать, что корабли советской постройки стареют, и в ближайшие 15-20 лет в большинстве своем выйдут из строя. Какими силами будет располагать тогда флот?
Разрабатываемая в настоящее время государственная программа вооружения на 2011-2020 годы (в случае, если она будет принята в своем минимальном, 13-триллионном варианте) не оставляет надежд на значительное обновление корабельного состава. Вместе с тем, в этом случае флот скорее всего будет пополняться за счет принятия объединенной федеральной программы военного и гражданского судостроения. Ее объем точно неизвестен, но по информации от высокопоставленных представителей российского ОПК, они покроют минимальные потребности ВМФ России.
Эти потребности в настоящее время заключаются в следующем: флот должен быть способен защитить побережье страны от нападения с моря, обеспечить действия морских стратегических ядерных сил, обеспечить поддержку действиям армии на приморских направлениях, и иметь возможность проводить хотя бы и в ограниченном объеме операции в удаленных районах океана. Для этой цели ВМФ должен получать корабли всех основных классов – от корветов до эсминцев (следует учитывать, что эсминец по современной классификации обладает возможностями ракетного крейсера), а также иметь развитую подводную и авиационную составляющую, силы береговой обороны и морскую пехоту. По мнению специалистов, для удовлетворения минимальных потребностей ВМФ в ближайшие 20 лет должно быть построено не менее 60 боевых единиц основных классов (подлодки всех классов, надводные корабли от корвета и выше), не считая катеров и вспомогательных кораблей.
В более благоприятном случае флот должен получить и более серьезное пополнение, включая, в частности, авианосные силы. Как показывает опыт ведущих флотов мира, палубная авиация значительно повышает возможности ВМФ, делая его по-настоящему гибким, многофункциональным и разносторонним видом вооруженных сил, способным решать самые сложные боевые задачи. В конкретных условиях Тихоокеанского ТВД наличие хотя бы одного авианосца с 30-40 боевыми самолетами на борту, в сочетании с имеющимися силами ВМФ России, позволило бы флоту решать намного больший объем задач в случае необходимости ведения боев за южные острова Курильской гряды и Сахалин. Значительно выросли бы и способности флота по ведению действий в удаленных районах океана, где сочетание надводных кораблей, авианосца и десантных сил (скажем, кораблей типа «Мистраль» с морской пехотой на борту), дало бы командованию инструмент, способный решать любые задачи: от разведения конфликтующих сторон на прибрежном театре военных действий, до борьбы с военно-морским флотом вероятного противника.
При этом следует учитывать, что насколько дорогим не был бы флот, средства, способные надежно отразить его удар, обойдутся еще дороже.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции