Рейтинг@Mail.ru
Чечня ставит своей целью диверсификацию промышленного производства - РИА Новости, 07.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чечня ставит своей целью диверсификацию промышленного производства

© РИА Новости / Комета ТепсаеваМинистр промышленности и энергетики республики Чечня Алхазур Абдулкеримов
Министр промышленности и энергетики республики Чечня Алхазур Абдулкеримов
Читать ria.ru в
Дзен
О планах по развитию промышленного производства в республике рассказал в интервью РИА Новости министр промышленности и энергетики Чечни Олгузур Абдулкеримов.

В недрах Чечни, по мнению специалистов, десятки миллионов тонн неразведанных запасов нефти. Республика намерена продолжать ее добычу и увеличить переработку. Но наряду с развитием традиционного для Чечни сектора экономики, правительство делает также ставку и на развитие новых направлений, в частности, автопроизводство, электроэнергетику, выпуск высокотехнологичной электроники.

О планах по развитию промышленного производства рассказал в интервью РИА «Новости» министр промышленности и энергетики Чечни Олгузур Абдулкеримов.

- Насколько сейчас восстановилась промышленность Чечни по сравнению с довоенным 1994 годом?

- По сравнению с довоенным периодом на 6-7%. Но о восстановлении в  прежних объемах и речи быть не может. Сегодня нужно развивать новые направления. Я считаю, что для Чечни наиболее перспективным является автомпром, машины востребованы, направления меняются, главное чтобы мы взяли свою нишу.

- Правительство Чечни уже заявляло о создании совместно с "АвтоВАЗом" на базе предприятий Минпромэнерго республики автомобильного холдинга по производству спецтехники, полноприводных автомобилей, внедорожников, электромобилей. Но, кто будет финансировать проект? Будет ли привлекаться госфинансирование? Каково будет участие "АвтоВАЗа"?

- Эта работа с "АвтоВАЗом" у нас идет уже года два. Сегодня ряд вазовских моделей хотят снять с производства, одни из них – "семерка" и "пятерка". Наше намерение первоначально было такое - поскольку эти автомобили все еще пользуются большим спросом и в прогнозируемый период до 15 лет они так же будут востребованы, взять их, чтоб штамповку кузова, покраску, производство ряда автокомпонентов делали у нас.

Нам предлагается несколько схем финансирования этого проекта, общий объем которого где-то 12 миллиардов рублей, включая создание производства автокомпонентов и полноценного автомобильного завода.

Минэкономразвития предлагает финансировать проект из Инвестиционного фонда. Сегодня у "АвтоВАЗа" в связи с кризисом финансовая ситуация не очень хорошая, но правительство России помогает. Я думаю, в ближайшее время  определимся в каких масштабах и в какой форме будет участие «АвтоВАЗа»  или они технологии дадут.

Мы думаем этот вопрос будет решен. От руководства России мы получили добро на этот проект, "АвтоВАЗ" нас поддерживает, МЭР и Минпромторг России нас поддерживают. То есть все заинтересованные стороны согласны, чтобы здесь было производство и во всем помогают.

- А какими технологиями может вложиться "АвтоВАЗ"в этот проект?

- Допустим технология сборки семерки. У них все патенты, технологическая документация, а без нее автомобиль сертифицировать и выпускать мы не можем, для этого нужно минимум пять лет.

Нам предпочтительней, чтобы оборудование, которое у них есть, штамповку, которую они снимают с производства, передали нам.

- Какой модельный ряд будет выпускать ваш завод?

- В принципе мы хотим уже в этом месяце – июле, на существующем автосборочном предприятии в Аргуне запустить "Приору"  и "Лада- 114". До конца года планируется довести производство до 20 тысяч автомобилей разных "вазовских" моделей. А через два года мы хотим полноценный завод из него сделать.

- Электромобили для Олимпиады будете выпускать?

- Сегодня такие автомобили в основном производятся за рубежом, но такое намерение есть и у нас.

- Как работает действующий автосборочный завод в Чечне, какие модели  и сколько выпускает предприятие сегодня?

- Наш завод в состоянии в месяц выпустить до 5 тысяч автомобилей, в основном это "ВАЗ 2107", но последние месяц-полтора не работает, мы переоборудуем конвейер для выпуска так же  других моделей.

Сегодня "семерка" самая востребованная модель в связи с выплатами по утилизации старых автомобилей. "АвтоВАЗ" не успевает выпускать машины, за первые три месяца они продали 34,5 тысяч "семерок", запросы еще на 120 тысяч машин.

Сегодня мы предлагаем обеспечивать машинами северо-кавказский регион, то есть "АвтоВАЗ" не будет поставлять модели, которые мы производим.

- А есть планы по развитию высокотехнологичных производств?

- Мы планировали совместно с южнокорейской фирмой Pine-7 наладить выпуск телефонов, компьютеров, но дело за финансами. У них контейнеры, заполненные компонентами для отправки сюда уже готовы, мы помещение подыскали в Грозном, отремонтировали.

Чтобы запустить производство необходимо около 30 миллионов рублей.

Специалисты этой фирмы первоначально обучат местный персонал, и постепенно мы начнем работать сами.

Страны, которые сегодня производят технику - Малайзия, Сингапур, Гонконг, тоже начинали со сборки, затем развивали производство. Мы тоже сначала будем обучать культуре сборки и налаживать производство. Мы изучали рынок, наш аналог продукции, который есть на рынке, по себестоимости должен быть в два раза дешевле. Если мы по цене не будем ниже, мы не сможем конкурировать.

- А деньги будут?

- Обещают во втором полугодии, уже внесены изменения в бюджет республики.

- Когда начнется строительство нефтеперерабатывающего завода в Грозном?

- Пока занимаются проектированием. Обещали закончить работу в апреле будущего года, но мы сказали до конца года завершить и отдать нам проект. Мы подготовительные  работы уже ведем, подготовили стройплощадку. Генподрядчик – американская фирма, они выиграли тендер, объявленный "Роснефтью".

- Сколько средств необходимо для строительства предприятия?

- Общая стоимость проекта - где-то 18 миллиардов рублей, мощность 1 миллион тонн нефти в год.

- Есть возможность расширения мощности?

- Да, есть, она заложена в проекте. Возможность расширения до 4 миллионов тонн. Мы изначально предлагали строить с мощностью 3 миллиона, но довод был такой - нефти мало, падающая добыча.

Конечно, будет падать, если мы никаких усилий по наращиванию запасов не прилагаем, разведочные работы, бурение, сейсмику не ведем, ничего….

До сих пор "Роснефть" выкачивала то, что есть, и ни одну скважину не пробурила за все эти годы, хотя в лицензионном соглашении сказано, что они обязаны по три-четыре скважины в год вводить.

- Сколько нефти добывает сегодня Чечня?

- Полтора миллиона

- Добыча будет увеличиваться?

- Такой цели у нас нет. Я всегда говорю, лучше пусть в земле останется, нужно думать о будущих поколениях… Сегодня мы добываем полтора миллиона тонн, можно привлечь для переработки еще полтора миллиона тонн посторонней нефти, которая мимо нас течет - это каспийская, бакинская нефть.

- Президент Чечни Рамзан Кадыров заявлял, что более тысячи скважин не эксплуатируется, простаивает.С чем это связано?

- Речь шла о законсервированных скважинах. Современные технологии позволяют эксплуатировать скважины, которые были заброшены еще в 30-х - 40-х годах прошлого века, часть нефти выкачали, примерно 40% там еще остается. Эти скважины можно вводить, эксплуатировать, это разведанные запасы, там не нужно  тратить деньги, вести поиск, мы знаем состояние этих скважин и на какой результата можно рассчитывать.

Наиболее перспективные скважины мы отбираем и уже заложили этот пункт в программу на следующий год.

- Но для реанимации этих скважин потребуются соответствующие инвестиции. Это большие деньги?

- Да, достаточно серьезные, этим будет заниматься "Роснефть".

- Сколько нефти в Чечне,  разведанных и предполагаемых запасов?

- Извлекаемые запасы – это в районе 40 миллионов тонн, а предполагаемые запасы по разным оценкам – около 150 миллионов тонн.

- …  может быть и больше?

- Может быть и больше. К примеру, Суворовское и Притеречное месторождения наиболее перспективные. В прошлом году "Грознефтегаз" проводил исследования, купили сложную аппаратуру, специалистов из Краснодара пригласили. "Роснефти" выдали лицензии на разведочные работы на этих двух  участках, у них была лицензия на 21 месторождение, но Суворовское и Притеречное туда не входили. Если нефть найдут, будут выставлять на аукцион.

- Каковы планы по использованию попутного нефтяного газа?

- Сегодня мы его сжигаем, но планируем наладить переработку.

В Хаян-корте рядом с месторождением будет строиться завод, проектно-сметная документация уже разработана, он будет перерабатывать примерно 250 миллионов кубометров газа. Потом планируем в Брагунах такой же завод ставить. Можно было их соединить в одном, с окончательным вариантом мы еще не определились. Чтобы газ направлять в Хаян-корт с Брагунов нужно компрессорную станцию ставить и  проводить дорогостоящий газопровод, поэтому эксперты должны сказать, что выгодней: построить два завода рядом с  месторождениями или один построить и к нему газопровод подвести.

Стоимость этого проекта где-то 3,5 миллиарда рублей.

- Эти заводы смогут обеспечить регион газом?

- Мы сжигаем  500 миллион кубометров попутного нефтяного газа в год и при этом 1000 кубов мы покупаем по три тысячи рублей, а потребность - 2,5 миллиарда кубов в год. Переработка газа позволит закрывать около четверти потребностей. Газ очищают и закачивают в трубу, кроме топлива получаем и другие компоненты: бензин, газоконденсат, окупаемость этого проекта большая  - примерно 3-3,5 года, и главное - снижается экологический вред.

- Власти Чечни неоднократно требовали пересмотреть порядок добычи нефти. В частности, претензии были к "Роснефти" в части недостаточного ведения геологоразведки, бурения. Какова ситуация сейчас?

- Ситуация изменилась после вмешательства  президента Рамзана Кадырова. Он заявил, что не ведется наращивание запасов, то что есть выкачиваем и все. Сказал, что так продолжаться не может, состоялся разговор с президентом "Роснефти" Сергеем Богданчиковым. Сегодня все эти моменты "Роснефть" включила в бизнес-план. В программу 2011-2020 года заложено бурение 400 тысяч погонных метров – 200 тысяч разведочных и 200 тысяч эксплуатационных. Эту программу уже утвердили.

- Когда начнется реализация одного из самых грандиозных проектов республики – строительство каскада ГЭС?

- МЭР России дало положительное заключение по этому проекту, финансирование предусматривается в рамках механизма госгарантий правительства РФ. Первоначально рассматривается строительство двух ГЭС на реке Аргун - Дуба-юрте и Чири-юрте. Председатель правительства Владимир Путин так же поддержал эти предложения, теперь ждем госгарантий на привлечение инвестиций для реализации проекта.

- Кто ваш инвестор?

- Словенская компания Riko Group, это генподрядчик, они сдают объект "под ключ". После выдачи госгарантий, которые, мы надеемся, в ближайшее время будут получены, они начнут строить. Без собственной энергетики промышленность не может развиваться.

Если мы намерены строить заводы, фабрики  мы должны получать энергию. Пока она за 500-600 километров из Ставрополя или Дагестана дойдет до Чечни, сколько мы потеряем? Себестоимость продукции, производимой на предприятиях Чечни, будет высокой и соответственно неконкурентоспособной.

- Во сколько обойдется весь проект?

- В общем, около 86 миллиардов рублей, это весь проект, который предусматривает строительство 10 ГЭС, но первоначально заложено строительство двух ГЭС - в Дуба-юрте и Чири-юрте, это примерно свыше 20 миллиардов рублей.

- Сколько времени займет строительство?

- Весь проект рассчитан на 10-12 лет, на строительство двух ГЭС уйдет примерно 4 года. Надо провести еще много работы, если в июле получим госгарантии, я думаю, к концу года будут все условия для начала строительства.

- Какие еще направления в промышленности вы намерены развивать в ближайшей перспективе? Руководство республики заявляло о планах строительства обувной фабрики. Сможет ли производимая продукция отвечать требованиям современного потребителя?

- Мы хотим все делать качественно, поэтому остановились на фирме "Альпина", которая производит в основном спортивную, военную, а так же "натовскую" обувь. Согласно договоренности, мы под их брендом пять лет будем выпускать обувь по их моделям.

Фирма планирует открыть в России торговую сеть, так как их обувь пользуется спросом у нас в стране. Например, в прошлом году они продали где-то 70 тысяч пар обуви. Я уверен обувь, спортивная, лыжная, будет востребована, особенно в преддверии зимней Олимпиады в Сочи.

Эта фирма занимает первое место по реализации в  регионах, где развит горнолыжный спорт, к примеру, в Норвегии и пользуется спросом у самых взыскательных потребителей, имею в виду на Западе.

До 50%  производимой обуви нам предлагается  реализовывать в России,  Мы  хотим выпускать два миллиона пар. Начнем с производства военной и спортивной обуви, а затем, набравшись опыта, перейдем на модельный ряд. Нам не нужно завозить сырье, мы может закупать его на месте,  планируем построить так же и кожевенный завод.

- Какова стоимость проекта?

- Приблизительно 4,5 миллиарда рублей на оба предприятия.

- Когда начнется реализация?

- Мы планируем в ближайшее время, эти вопросы на всех уровнях проговорены и поддержаны, ждем госгарантий. Обувная фабрика может дать 3 тысячи рабочих мест, это очень важно в условиях высокой безработицы в регионе. Мы строим предприятие в Аргуне, планируем решить проблему занятости сельского населения, обеспечить работой жителей близлежащих сел. И еще задумка такая - построить ТЭЦ и вокруг него создать промышленный  кластер.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала