Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, которому 6 июля исполняется 70 лет, подошел к своему юбилею в официальном звании Лидера Нации.
Он двадцать лет бессменно возглавляет свою страну, и все эти годы постоянно пресекает и глушит вариации на тему Туркменбаши. У него нет нужды в громких и пышных восточных титулах, в прижизненных памятниках себе, в улицах, площадях и городах, названных в его честь. Он и так реальный лидер нации, отец народа, «царь, бог и воинский начальник» в Казахстане.
Еще в июле 2000 года местным парламентом был принят Конституционный закон «О Первом Президенте Республики Казахстан», в котором имеются такие патетические строки: «Первому Президенту Республики Казахстан в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами».
Кроме того, Назарбаев возглавляет правящую партию «Нур Отан» (Свет Отечества), которая целиком и полностью контролирует нижнюю палату парламента (там есть несколько беспартийных, но нет никакой оппозиции). Наконец, ему законодательно обеспечена неприкосновенность и фактическая несменяемость: не существует никаких ограничений по числу президентских сроков. Правда, идею пожизненного правления лидер Казахстана пресек на корню. Подобные монархические крайности ему не по нраву.
Тем не менее, Назарбаев, безусловно, выстроил авторитарную систему правления. Ему неоткуда было взять другую модель, в этом регионе не существовало ни малейших предпосылок для демократии западного типа. А к чему приводят малейшие послабления, показывает печальный пример соседней Киргизии.
Да и в самом Казахстане не всегда было стабильно и мирно. Народ там живет темпераментный, особенно молодежь, которая устроила еще в советское время, в декабре 1986 года массовые беспорядки, приведшие к человеческим жертвам. Волнения начались после назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана чужака Геннадия Колбина.
Его и сменил в 1989 году Назарбаев, который начал медленно, но верно, по мере усиления центробежных процессов в СССР, укреплять свою власть и отстраивать собственное государство. Вслед за Горбачевым он превратился из первого секретаря ЦК компартии в председателя Верховного Совета, а затем и в президента. Вперед не забегал. К выходу из Союза и к независимости не стремился, но точно и без запоздания реагировал на вызовы времени.
После подписания Беловежских соглашений он стал одним из главных творцов и идеологов СНГ, потому что понимал, что республика не готова к «самостоятельному плаванию». Ему вообще не свойственны лихие рывки, скачки, «загогулины» и «рокировочки», он сторонник плавного, но при этом неуклонного развития.
Таков и назарбаевский авторитаризм - спокойный, умеренный, цивилизованный и, пожалуй, даже просвещенный. К Назарбаеву и его государству всецело относится известная пушкинская формула: «правительство - единственный европеец». В данном случае это не совсем метафора, так как Казахстан не просто состоит в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а сегодня председательствует в ОБСЕ.
Назарбаев предельно серьезно относится к своим обязательствам перед Европой. Что, в том числе, и ведет к умеренности и аккуратности в обращении с практически неограниченной властью. Президент не может забывать об имидже своей страны. Хотя это отнюдь не показуха, не декорации, не витрина для внешнего употребления. Президент Казахстана совсем не так прост, его фигура выделяется в ряду азиатских правителей.
Придворные льстецы в своих славословиях любят сравнивать Назарбаева с великими деятелями прошлого, в том числе и с создателем Турецкой республики Мустафой Кемалем Ататюрком. В этом сравнении есть свое рациональное зерно. Президенту Казахстана тоже приходится строить современное государство на обломках империи, но в отличие от Ататюрка, ему не пришлось ради этого воевать.
Можно вспомнить еще целый ряд блестящих азиатских творцов авторитарной модернизации, укротителей так называемых «экономических тигров», вроде автора «сингапурского чуда» Ли Куан Ю. У Назарбаева есть шансы органично вписаться в эту шеренгу, если ему хватит целеустремленности, времени и сил.
Он уже доказал, что он - незаурядный политик, особенно в области дипломатии. Казахстан поддерживает ровные, хорошие отношения и с Москвой, и с Пекином. Его посещают с официальными визитами и Папа Римский, и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Что не мешает тесным и продолжительным контактам с США и НАТО. За двадцать лет Назарбаев не поссорился ни с кем. Его уважают и ценят как партнера самые разные, порой несовместимые между собой государственные деятели. Он приобрел немалый международный авторитет. И держится на равных с представителями мировой элиты.
Он сумел построить государство, одно из самых стабильных на просторах бывшего СССР, и ведет его уверенной рукой.
Однако в авторитарной модели власти есть неизбежный недостаток - незаменимость лидера и проблема преемника. Слишком многое, а то и все упирается в личность правителя. Назарбаев пока не собирается бросать свой штурвал, но ему придется решать проблему, кому этот штурвал доверить и передать.
В Азии, даже в демократических странах вроде Индии, власть часто передается по наследству. Но у Назарбаева есть только три дочери, а с мужем старшей, Рахатом Алиевым, который начал было делать успешную карьеру, вышла семейная драма. Он оказался не только в разводе, но и в оппозиции, и скрывается за границей.
Другие возможные преемники пока не просматриваются на политическом поле Казахстана. Оно и понятно. Такие органичные лидеры нации как Нурсултан Назарбаев - без кавычек и независимо от формального статуса - не появляются по заказу и рождаются нечасто.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции