Рейтинг@Mail.ru
Иванова: школьники стали более грамотными, но менее начитанными - РИА Новости, 05.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иванова: школьники стали более грамотными, но менее начитанными

Читать ria.ru в
Дзен
Важность и трудность школьного преподавания литературы ни для кого не секрет: не многие учителя могут «приблизить» классику к современности и сделать ее интересной подросткам. Но такое бывает, утверждает в интервью РИА Новости учитель русского языка и литературы, завуч школы № 584 в Москве Биана Иванова.

Важность и трудность школьного преподавания литературы ни для кого не секрет: не многие учителя могут «приблизить» классику к современности и сделать ее интересной подросткам. Но такое бывает, утверждает  в интервью РИА Новости учитель русского языка и литературы, завуч школы № 584 в Москве Биана Иванова.

- Биана Валерьевна, как вы относитесь к тому, что знания по русскому языку и литературе теперь проверяются в форме ЕГЭ?

- В целом я оцениваю эту форму как достаточно интересную, но она не идеальна и не вполне соответствует дисциплинам, предполагающим при изучении элемент творчества.

Кроме того, при проверке отдельных заданий ЕГЭ неизбежен момент субъективности, хотя, конечно же, он имел место и при проверке традиционных сочинений.

Уровень грамотности у ребят при подготовке к ЕГЭ повысился, но они стали заметно меньше читать: экзамен по русскому языку обязательный, в то время как по литературе его сдают теперь по желанию. Возможно, это и лучше, чем заучивать – а хуже того, списывать – написанное кем-то готовое сочинение из расплодившихся сборников «лучших» и «золотых», выдавая такое изделие за свое…

- Есть ли способы «привязать» ребят к чтению независимо от того, что им не надо будет отвечать на экзамене по прочитанному?

- Заставить читать нельзя. Тем более любить чтение! Детям проще решать задачи по физике и химии, чем размышлять над литературным произведением. Поэтому, и об этом говорилось не раз, в преподавании литературы особенно важна личность учителя, способного «заразить» детей тем, что интересно ему самому. И быть при этом убедительным, искренним. Это самое сложное. Учитель выступает посредником, «медиатором» между второй реальностью – литературой, не всегда сразу близкой и понимаемой, – и реальностью настоящего, сегодняшнего, где на первый взгляд все и без слов понятно.

Учителя, умеющие «развернуть» содержание классического произведения его актуальными и на сегодня проблемами, есть, и их ученикам повезло. Вспомним новые театральные постановки Грибоедова, Чехова, новые – совсем недавние - экранизации Пушкина…О них говорят, спорят. Почему классика не устарела? Она многое объясняет в том, что происходит с нами сейчас, и эти точки пересечения времени и событий обнаружимы.

Обычно дети откликаются на такой разговор: старшеклассники остро чувствуют новое, особенно если оно неожиданно, если оно удивляет. А в русской классике очень много такого, что может и удивить, и прозвучать на редкость современно. Перечитайте свежим взглядом эпизод на батарее Тушина из романа Толстого «Война и мир» и поставьте на место этого персонажа конкретного знакомого вам человека – давнее станет живым, близким. И вам будет, о чем поговорить с ребятами, хотя такой разговор требует от учителя многих необходимых качеств, чтобы он был не формальным.

- Раньше перед каникулами школьники получали перечень книг для прочтения…

- Сейчас тоже. Но с советских времён многое изменилось. Так, «Поднятая целина» Михаила Шолохова уже не изучается, в курс включен «Тихий Дон», где больше общечеловеческих проблем (но и объем больше).

В 10 классе в рамках обязательной программы можно читать как «Преступление и наказание» Достоевского, так и его роман «Идиот».

Появились в перечнях новые авторы, о ком советские люди в то время не подозревали: к примеру, Сергей Довлатов – неповторимый стиль, традиции Чехова и Салтыкова-Щедрина. И советская действительность, над которой смеешься, но потом от нее содрогаешься… Для детей это картинки эпохи СССР.

В целом литература, адресованная школьникам, разнообразна, и дети могут найти, что кому ближе.  

- А насколько важны литературоведческие понятия в школе: жанр, стиль, стихотворный размер?

- Это важно для тех, кто решил стать филологом. Имея целью связать профессию с литературой, надо уметь найти в тексте метафору – художественное сравнение, образ. Часто именно она - ключ к пониманию смысла. Но вообще детали и тонкости из области науки о литературе вряд ли необходимы для всех. К тому же могут отторгнуть от чтения.

Важнее другое – научить детей воспринимать литературу как факт жизни, отражающий ее процессы. Литературный метод меняется, как меняются жанры и стили во всех видах искусства включая архитектуру – потому что меняется жизнь. Многие явления таких перемен в аспектах истории, культурологии изучаются в курсе обществознания. И межпредметные связи по этим темам (не только этим) обогатят содержание обоих предметов.

- Изменилось ли что-то за последние годы в преподавании литературы?

- Появилось много мультимедийных средств – отклик на «жажду визуальности». Урок становится объёмным, запоминающимся. Так, недавно мы осуществили проект «Булгаковская Москва»: в ретроспективе и нынешняя. Дом на Большой Садовой – самое привлекательное место из известных адресов столицы, связанных с именем Михаила Булгакова, своеобразный булгаковский символ. Дети воспринимали материал с интересом. Кстати, Булгаков у школьников - самый популярный сегодня автор: роман «Мастер и Маргарита» читают 90 процентов ребят.

Материал подготовила Алина Бурмистрова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала