4 июля 2010 года в России отмечается День работников морского и речного флота.
Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля по указу президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях".
Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены 18 июля 1924 г., когда постановлением Совета труда и обороны было образовано акционерное общество "Совторгфлот".
"Совторгфлот" объединил транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий, включая строительные.
На 1 января 1925 г. под флагом СССР было 128 пароходов. К началу Великой отечественной войны страна имела 870 судов дедвейтом (общий вес грузов, которые принимает судно) 2,1 млн т.
С первых часов и дней войны все 14 пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов, других предприятий - более 100 тысяч человек - были мобилизованы на отпор врагу. За годы войны по морям и рекам было перевезено 100 млн т грузов, 13 900 тружеников моря получили боевые награды, а члены экипажа лесовоза "Старый большевик" Иван Афанасьев (капитан), Константин Петровский и Борис Аказенок стали Героями Советского Союза.
В войну отрасль потеряла 380 судов, было разрушено более ста портов, портовых пунктов и судоремонтных заводов.
Уже в 1965 г. флот страны насчитывал 1187 судов дедвейтом 8,4 млн т, став шестым по размерам в мире. Морской транспорт сделался главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках. Грузовые и пассажирские линии и рейсы связали страну со 130 странами на всех континентах.
В 1970-1980 гг. в состав транспортного флота вошли сотни специализированных судов (контейнеровозы, нефтебалкеры, железнодорожные паромы, суда для перевозки тяжеловесных грузов), были построены специализированные береговые комплексы, что позволило значительно усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем.
Советский флот стал партнером многих судовладельческих компаний мира и был принят в ряд международных организаций.
В 1990-х годах в связи с распадом Советского Союза и образованием независимых государств отрасль оказалась в глубоком кризисе. В целях обеспечения потребностей России в перевозке грузов и перевалке их в портах правительство страны 8 октября 1993 г. приняло Программу возрождения торгового флота России.
Сегодня система водного транспорта играет значительную роль, решая ответственные экономические и социальные задачи, обеспечивая потребности экономики России в морских и речных перевозках, пополняя валютные запасы государства за счет экспорта транспортных услуг.
Сеть внутренних водных путей Российской Федерации – одна из самых протяженных в мире и составляет 101,613 тысяч км, что обеспечивает транспортное обслуживание 68 субъектов Российской Федерации. Единая глубоководная система европейской части страны составляет 6,5 тысяч км.
Свыше 700 судов смешанного ("река-море") плавания обеспечивают связь внутренних портов страны с портами зарубежных стран, грузоподъемность таких танкеров и сухогрузов достигает 5 300 т, большегрузных составов - 22 500 т.
За последние несколько лет произошло значительное увеличение объемов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. Грузооборот морских портов России за 2009 г. достиг 496,4 млн т (+9,2%). Объем перевалки сухих грузов составил 198,4 млн. т (+3,4%), наливных – 298,0 млн т (+13,4%).
За 1 квартал 2010 г. грузооборот морских портов России вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11% до 122,98 млн т. Объем перевалки сухих грузов составил 46,94 млн т (+15,3%), наливных - 76,0 млн т (+8,5%).
Развитие морского и внутреннего водного транспорта осуществляется в полном соответствии с основными стратегическими документами транспортной отрасли - Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 г. и Стратегией развития транспорта до 2010 г. В последние годы основным инструментом реализации государственной политики в сфере транспорта была Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)".
В соответствии с поручением президента России продолжением программы "Модернизация транспортной системы" с 2010 г. является новая Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы" на период с 2010 по 2015 гг., в которую включены подпрограммы "Морской транспорт" и "Внутренний водный транспорт".
Функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере морского и речного транспорта, в том числе в отношении морских рыбных портов в целях развития транспортного комплекса возложены на Федеральное агентство морского и речного транспорта, созданное в марте 2004 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников