3 июля в Оттердаме стартует велогонка "Тур де Франс".
Самая известная и престижная велогонка в мире "Тур де Франс" (Le Tour de France) была организована в 1903 г., как рекламный проект газеты L’Auto (в настоящее время ежедневная спортивная газета L'Equipe), ее редактором и соучредителем Анри Дегранжем (Henri Desgrange). "Тур де Франс" была призвана конкурировать с велогонкой Париж-Брест (спонсируемой газетой Le Petit Journal), и велогонкой Бордо-Париж.
Идея создания принадлежит журналисту Гео Лефевру (Geo Lefevre), с которым Анри Дегранж познакомился в 1902 г.
За свою вековую историю велогонка "Тур де Франс" имела два вынужденных перерыва. С 1915 по 1918 год она не проводился в связи с Первой мировой войной, с 1940 по 1946 год – из-за Второй мировой войны.
В середине 1950-х гг. велогонка "Тур де Франс" вышла за пределы Франции, и с целью популяризации велоспорта ее отдельные этапы проводились на территории других стран. Например, в 1954 г. гонка впервые стартовала в столице Голландии Амстердаме. Спустя 20 лет турнир начался в британском городе Плимуте. А в 1994 г. "Тур де Франс" включил в себя этап прохождения через только что открытый тоннель под проливом Ла-Манш.
В разные годы соревнование проводилось в Испании, Италии, Бельгии, Швейцарии, Германии и Люксембурге.
Длина трассы "Тур де Франс" варьируется из года в год от 3000 до 4000 км, из-за изменений протяженности маршрутов в связи с ежегодным переездом турнира из одной страны в другую. Самым протяженным была велогонка в 1926 году ‑ участникам пришлось преодолеть 5745 км.
Велогонка "Тур де Франс" включает в себя 21 этап. Каждый этап длится один день. Время прохождения гонщиком каждого из этапов суммируется и образует общее время гонки; велогонщик, чье общее время окажется минимальным становится победителем всего турнира.
Возможна ситуация, когда гонщик становится победителем турнира, не выиграв ни одного из его этапов, как это произошло в 1990 г. (тогда победителем стал американец Грег Лемонд).
Победителями также объявляются все гонщики, выигравшие хотя бы один из этапов гонки.
Помимо этого звание победителя присуждается в следующих номинациях: лучший спринтер, лучший горный гонщик и лучший молодой гонщик.
Лидеры этих номинаций помимо денежных выплат и медалей награждаются цветными майками лидеров.
Желтая майка обладает наибольшим авторитетом среди других цветных маек "Тур де Франс". Носить ее имеет право лишь лидер гонки по времени. Свою яркую окраску майка получила в наследство от газеты L’Auto, учредившей это соревнование, – ее страницы были желтого цвета. Дольше всех эту майку носил американец Лэнс Армстронг, побеждавший в гонке с 1999 по 2004 год.
Гонщик, набравший наибольшее количество очков в спринтерском зачете, носит зеленую майку. Право носить зеленую майку стало разыгрываться с 1953 г. Рекордсменом в этой номинации является немецкий велогонщик Эрик Цабель, носивший майку с 1997 по 2001 год включительно.
Белую майку в красный горох носит победитель в номинации "лучший горный гонщик". Титул лучшего горного гонщика начал присуждаться, начиная с 1933 г., а майка была учреждена лишь в 1975 г.
Чаще других эту майку одевал французский велогонщик марокканского происхождения Ричард Веранк. Веранк носил майку с 1994 по 1997 гг., в 1999 г. и в 2003-2004 гг.
Белую майку носит лучший молодой гонщик турнира, возраст которого на момент проведения гонки не превышает 25 лет. Примерить майку более двух раз пока удалось только велогонщику из Германии Яну Ульриху. Он носил ее с 1996 по 1998 год.
Также на каждом этапе "Тур де Франс" специальная комиссия определяет самого "боевого" гонщика. На следующий день после завершения этапа победившему в этой номинации вручается белый номер на красном фоне вместо черного на белом. Главный критерий в определении победителя – длительное нахождение в отрыве от пелотона (гонщики, движущиеся плотной группой), попытки удерживать лидирующее положение как можно дольше. Красный номер стал присуждаться, начиная с 1959 г.
14 октября 2009 г. глава организационного комитета велогонки "Тур де Франс-2010" (Tour de France-2010) Кристиан Прюдом объявил маршрут соревнований 2010 года. Велогонка "Тур де Франс‑2010", которая будет проводиться в 97 раз, начнется в Роттердаме 3 июля и завершится в Париже 31 июля на Елисейских полях.
У "Тур де Франс-2010" будут несколько особенностей. Общая длительность индивидуальных этапов с раздельным стартом будет сокращена до 59 км. Первый из них будет прологом велогонки протяженностью в 8 км. Второй индивидуальный этап будет проводиться непосредственно перед заключительным этапом, что, безусловно, повысит накал борьбы непосредственно на Елисейских полях. Этап командной гонки с индивидуальным стартом на время отменен вообще.
Кроме этого, на велогонке предусмотрено провести этап, на котором гонщики будут ехать по булыжному покрытию, как это происходит на велогонке Париж – Рубэ. Это будет этап между Бельгией и Францией, который финиширует в городе Аренберге 6 июля. Протяженность булыжной трассы 13,2 км.
Как и в 2009 г., участникам велогонки "Тур де Франс-2010" придется преодолеть четыре горных перевала. Один из них – перевал Турмале, который гонщики будут штурмовать дважды. В последний раз участники велогонки проходили эти перевалы в 1910 г.
Все эти обстоятельства обещают сделать соревнования более зрелищными и захватывающими.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников