МОСКВА, 2 июл - РИА Новости. На минувшей неделе Москва прощалась сразу с двумя культурными событиями: в субботу закончился кинофестиваль, а в среду было объявлено, что половина конкурса им. Чайковского переезжает в Петербург.
Мир, равенство, братство
В субботу в российской столице завершился 32-й Московский международный кинофестиваль. Его абсолютным фаворитом стал венесуэльский фильм "Брат" (Hermano) Марселя Раскина о двух братьях-футболистах, получивший гран-при ("Золотого Георгия"), награду Гильдии киноведов и кинокритиков, а также приз зрителей.
Приз за лучшую женскую роль жюри под председательством Люка Бессона присудило Вилме Цибулковой, сыгравшей главную героиню в чешской картине Ирены Павлазковой "Как рай земной", за лучшую мужскую - Нику Хелилаю за работу в "Албанце" немецкого режиссера Йоханнеса Набера. "Албанцу" же достался и спецприз жюри.
За лучшую режиссуру наградили "Розочку" поляка Яна Кидавы-Блоньского.
Спецприз ММКФ "Верю" вручен французской актрисе Эммануэль Беар.
Как неоднократно подчеркивал президент фестиваля Никита Михалков, фестиваль наконец приобрел "трезвое лицо", то есть в центре внимания оказались не светские тусовки с заморскими звездами, а собственно кино.
Со звездами и вправду было негусто: самыми заметными иностранцами стали Клод Лелуш, устроивший на ММКФ мировую премьеру своей новой картины "Женщина и мужчины", председатель жюри Люк Бессон, чьи "Невероятные приключения Адель" закрывали фестиваль, и уже упомянутая Эммануэль Беар. Российские знаменитости, несмотря на прохладную погоду, продемонстрировали свои туалеты на открытии, а на закрытие, которое сопровождалось 35-градусной жарой, явились в довольно урезанном составе.
В основном конкурсе фестиваля участвовало 17 картин. При этом, как отмечали большинство критиков, да и просто зрителей, программа была крайне слабой, однообразной и неинтересной. Сюжет половины картин был обращен к теме подавления Советским Союзом стран Восточной Европы в середине прошлого века, вторая половина - слилась в один латиноамериканский сериал.
Впрочем, по словам президента Никиты Михалкова, всего на фестивале было показано 348 картин - дебютных лент из конкурса "Перспективы", классических фильмов французской "новой волны", документальных работ, - и "любой человек мог найти то, что его интересует".
Большой популярностью пользовалась Российская программа ММКФ, которая традиционно проходила в Доме кино. Ее посмотрели 25 тысяч человек.
Гости, участники фестиваля и просто зрители вновь вынуждены были разрываться между несколькими площадками - "Художественным", "Октябрем", Домом кино, что в очередной раз подтвердило необходимость строительства Дворца фестивалей, о котором из года в год не устает говорить Михалков.
До свиданья, наш ласковый мишка
Маэстро Валерий Гергиев, возглавляющий оргкомитет XIV Международного конкурса имени Чайковского, официально заявил в среду, что состязания по двум из четырех дисциплин главного в России музыкального форума в 2011 году решено провести в Санкт-Петербурге. Не потому, что худрук Мариинки жаждет перетащить конкурс к себе - просто он боится, что Большой зал Консерватории, где традиционно выступали его участники, не успеют отремонтировать в срок - тем более, что пока денег на реконструкцию нет, а если даже они и появятся к зиме, за полгода управиться все равно невозможно. Гергиев признался, что потратил много сил на возведение второй сцены Мариинки и теперь не верит, что "какой-либо проект может продвигаться с хорошей скоростью, но при этом опираться на госбюджет".
Ректор Консерватории Александр Соколов, правда, уверяет, что деньги никуда не девались, реставрация Большого зала закончится в срок - а может быть, даже и раньше начала конкурса, потому что "поправки к бюджету внесены". Да и без Консерватории Москва бы справилась - но имеющиеся залы, по словам Гергиева, "не отвечают ни духу, ни уровню конкурса", в Питере же "есть как минимум два великолепных зала - зал Филармонии и концертный зал Мариинского театра, а также есть структурные и творческие возможности и ресурсы".
Иначе говоря, переезда не миновать.