Дмитрий Суслов, заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике
Задержание в Соединенных Штатах подозреваемых в шпионаже в пользу России является следствием внутриполитических факторов, а точнее – непростого положения, в котором сегодня находится администрация Обамы в свете обвинений ее со стороны республиканцев в том, она якобы предает интересы Соединенных Штатов и всецело потворствует России.
Недавно в Соединенных Штатах прошла целая серия публикаций, в которых Белый дом обвинялся в том, что Россия стоит на первом месте в американских политических интересах. По мнению критиков, США таким образом предают своих традиционных союзников, скажем, в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Более того, говорилось о том, что при нынешней администрации у Соединенных Штатов вообще уже нет иной политики, кроме как политики в отношении России.
С учетом приближающихся промежуточных выборов в Конгресс, которые пройдут в ноябре 2010 года, состоявшаяся в июне успешная встреча Медведева и Обамы в Вашингтоне в еще большей степени усилила критику в адрес нынешней американской администрации. В частности, критики говорили, что администрация идет на большое количество уступок, а взамен получает слишком мало. В этом контексте говорилось и о принятой резолюции Совета Безопасности ООН в отношении Ирана, которая, по их мнению, является фактически «беззубой». Критики указывают, что именно Россия настояла на том, чтобы наиболее жесткие санкции в отношении Ирана были устранены. Особенно это касается того, что в этой резолюции нет запрета на поставки российских комплексов С-300 в Иран. А в ответ на это Соединенные Штаты активизировали процесс присоединения России к ВТО, послали в Конгресс соглашение о сотрудничестве с Россией в области энергетики и многое другое.
На фоне этих настроений администрация Обамы была вынуждена искусственно создать впечатление, что ее политика в адрес России заключается не только в уступках и поощрениях, но еще и в каких-то иных действиях, в том числе и негативного характера. Это свидетельствовало бы о том, что она не «поддалась» России полностью. Именно в связи с этим была выбрана такая странная, даже анекдотическая форма как арест псевдошпионов. На самом деле то, что они занимались шпионажем, не доказано, более того, их в этом не обвиняют. Если мы детально посмотрим на то, в чем их обвиняют, то это, в первую очередь, в отстаивании интересов чужого государства, а это уже несколько иная форма обвинений.
Администрация Обамы сделала такой «сбалансированный» шаг, который одновременно не очень сильно ударяет по российско-американским отношениям (как если бы это был классический шпионский скандал), но и в то же время посылает сигнал республиканцам и Конгрессу, что ее политика в адрес России является многоплановой, что она не всегда идет ей на уступки и тем самым защищает национальные интересы США. Удар бы был гораздо большим, если бы в шпионаже были обвинены сотрудники российского посольства в Вашингтоне и Россия в ответ бы выслала несколько американских дипломатов из своей страны. Вот это был бы классический дипломатический кризис в отношениях. Поэтому то, что произошло сейчас, – это не серьезный кризис. Может быть, он и потребует с российской стороны каких-то ответных шагов, а может быть и нет.
Таким образом, грубо говоря, администрация сделала все, чтобы, с одной стороны, показать республиканцам, что ее политика в отношении России – это не только уступки и благожелательность, а с другой - чтобы происшедшее не нанесло значительного ущерба по российско-американским отношениям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции