2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.
Святитель Иоанн родился 4 июня (17 июня по старому стилю) 1896 г. в имении своих родителей, потомственных дворян Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в селе Адамовка Харьковской губернии. При Святом Крещении он получил имя в честь святого Архистратига Божия Михаила. Предки его с отцовской стороны были выходцами из Сербии. Один из предков – святитель Иоанн Тобольский был подвижником святой жизни, миссионером и духовным писателем. Он жил в первой половине XVIII века и причислен к лику святых в 1916 г.
С детства Михаил отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги.
В 1914 г. он окончил Петровский Полтавский Кадетский корпус. Затем учился на юридическом факультете Харьковского Императорского университета, который окончил в 1918 г. В годы учебы на него особенно сильное влияние оказал архиепископ Антоний (Храповицкий), ставший его духовным наставником, и Михаил начал всё более углубляться в изучение духовной жизни.
По окончании университета он некоторое время служил в Харьковском суде в дни управления Украиной гетманом Скоропадским.
Во время гражданской войны семья Максимовичей была эвакуирована в Югославию, где Михаил поступил в университет на богословский факультет в Белграде, который окончил в 1925 г. Для того чтобы прокормить семью, оказавшуюся в бедности, Михаилу приходилось продавать газеты. Но его духовный наставник, владыка Антоний, также оказался заграницей, и Михаил продолжал духовно окормляться у него.
В 1926 г. в Мильковской обители митрополитом Антонием он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка святителя Иоанна Тобольского. Далее тем же владыкой он был рукоположен во иеродиакона, а на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы епископом Гавриилом Челябинским – во иеромонаха.
Первые годы своей монашеской жизни иеромонах Иоанн особенно посвящал юношеству – с 1929 г. он преподавал и являлся воспитателем в духовной семинарии города Битоля в Македонии. В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Тогда же иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении.
Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы. В мае 1934 г. иеромонах Иоанн был хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинского и отбыл ко своей пастве.
Новый епископ прибыл на свою кафедру в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь он сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. Обладая неиссякаемой энергией, в Шанхае владыка Иоанн был вдохновителем множества начинаний, принимал самое живое участие во многих общественных начинаниях русской общины.
Тут он довершил возведение нового кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы "Споручница грешных", возвел величественную Свято-Николаевскую церковь – "Храм-Памятник Царю Мученику Императору Николаю II и Его Августейшей Семье", основал дом для престарелых и детский приют в честь святого Тихона Задонского. Приют владыка населил брошенными детьми, которых сам собирал с улиц и трущоб Шанхая. Вначале в приюте проживало 8 сирот, с годами приют стал давать убежище сотням детей, а в общей сложности через приют прошло 1 500 детей.
Как и прежде святитель укреплялся и просвещал паству ежедневным совершением Божественной Литургии. Он ежедневно посещал больных, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна, его негаданных явлений в самый нужный момент. Посещал святитель и заключенных в тюрьмах и душевнобольных и одержимых в госпитале для умалишенных.
Во время японской оккупации военного времени владыка объявил себя временным главой русской колонии и проявил большое мужество, защищая русских перед японскими властями. Но с приходом коммунистов к власти в Китае, русские, не принявшие советское гражданство, были снова обречены на исход. Большинство Шанхайской паствы владыки ушло на Филиппины – в 1949 г. на Филиппинском острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая.
Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Русские не только выжили на острове, но и смогли покинуть его благодаря святителю, который сам ездил в Вашингтон и добился того, чтобы в американские законы были внесены поправки, и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, а остальные в Австралию.
В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен окормлять паству Русской Православной Церкви заграницей в Западной Европе и Африке с титулом "Брюссельский и Западноевропейский" и с кафедрой в Париже. Здесь владыка стал восстанавливать память и почитание древних православных святых Запада и привел в лоно Церкви многих новообращенных из местных народов, присоединив к Зарубежной Церкви много французских и голландских приходов. Слава о нем распространялась среди всего населения.
Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.
В 1962 г., в связи с трудностями с постройкой нового собора в Сан-Франциско святитель Иоанн, по просьбе тысяч бывших шанхайских прихожан, ныне проживавших там, был назначен на Западно-Американскую кафедру. В это время давний друг владыки, архиепископ Тихон Сан-Францисский, ушел на покой, в его отсутствии сооружение собора было приостановлено, и ссора парализовала общину.
Немало скорбей перенес здесь святой, был даже принужден появиться в гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения в недочетах приходского совета. Но любовью и долготерпением святитель довел дело до конца и в 1964 г. собор в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" был возведен. И в последние годы земной жизни, не смотря на вражду, святой продолжал творить чудеса своими неусыпными молитвами.
По нескольким свидетельствам, владыка Иоанн предвидел время и место своей кончины. 19 июня (2 июля по новому стилю) 1966 г., в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, отошел ко Господу великий праведник.
Святитель был погребен в усыпальнице под выстроенным им собором. Вскоре здесь стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.
В 1994 г. специальная комиссия по прославлению владыки обнаружила его мощи нетленными и 2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь Заграницей причислила святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца к лику святых.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 24-29 июня 2008 г., святитель Иоанн прославлен в лике общецерковных святых.
Память святителя – в субботу, ближайшую к 2 июля (19 июня старому стилю), 12 октября (29 сентября по старому стилю) в день обретения мощей (РПЦЗ).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников