Развитие особых экономических зон в России ждет новый виток активности - в январе 2010 года в ОАО «Особые экономические зоны» сменилось руководство, компания получила новые функции от расформированного ранее РосОЭЗ. О первых шагах обновленной команды, о масштабной работе по привлечению в ОЭЗ иностранных инвесторов, о проблемах резидентов зон РИА Новости рассказал генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Игорь Косов.
- Игорь Викторович, что было сделано за четыре месяца работы нового руководства компании?
- Мы внимательно изучили бизнес-процессы и функции центрального офиса, дочерних компаний и филиалов. Затем провели реорганизацию, сократив штат компании существенным образом, в среднем на 30%. Причем это с учетом появления у компании новых функций, связанных со стратегией развития, привлечением инвесторов, обеспечением деятельности наблюдательных советов и экспертных советов, которые принимают решения о приеме инвесторов в зоны, управлением землей и имуществом. Реорганизация завершена, и она позволит меньшему количеству людей, но более эффективно выполнять те функции и полномочия, которые на нас возложены.
- Основная задача ОАО «ОЭЗ» - создавать условия и привлекать в зоны инвесторов. Как сегодня строится эта работа?
- Я работаю в компании четыре месяца, и, проведя первые встречи с инвесторами, понял, что очень мало информации об особых экономических зон за рубежом, как в различных ассоциациях и бизнес-клубах, так и непосредственно в компаниях, которые нам интересны. Поэтому мы начинаем глобальный маркетинг – информирование об особых экономических зонах потенциальных инвесторов за рубежом. Мы проводим различные семинары, презентации для инвесторов и рассказываем самостоятельно или с привлечением сотрудников Минэкономразвития о проекте ОЭЗ. Параллельно мы проводим прямые встречи с компаниями, в которых заинтересованы мы и которые заинтересованы в нас. Так был организован визит в США. Я встречался с администрациями нескольких штатов, с сенаторами, бизнесменами, с инвесторами сделал короткую презентацию в сенате США о проекте особых экономических зон. Недавно мы организовали визит в Японию, провели аналогичную большую презентацию для примерно 75 японских компаний, которых мы выбрали для себя в качестве целевых инвесторов в особых экономических зонах. Параллельно мы также провели двусторонние встречи с такими компаниями, как Mitzui, Sojitz, MItsubishi, Marubeni, Itochu, Тоуота Tsusho. Это финансово-промышленные группы, которые являются проводником для японских производителей на любые новые рынки.
- Какими приоритетами руководствуется ОАО «ОЭЗ» в своей работе с потенциальными инвесторами?
- Если говорить про приоритеты, то мы привлекаем как иностранных, так и российских инвесторов. Но цель создания особых экономических зон – привлечение в Россию современных технологий производства, новых технологий управления и производственных процессов, современных технологий оказания услуг (в части туристических зон, например), технологий оказания услуг в области управления недвижимостью, в области портовых операций, логистики. Поэтому речь идет о привлечении в Россию передовых компаний, и мы акцентируем внимание на мировых лидерах в своих отраслях. Причем, это различные отрасли – автопроизводители, инжиниринговые компании, нанотехнологические компании, создатели информационных систем, решений в области энергоэффективности, ядерных технологий, фармацевты …
- Неужели российские компании предлагают мало передового?
- Наши компании, в основном, сконцентрированы в технико-внедренческих зонах, которые призваны обеспечить коммерциализацию разработок, идей и доведение их до промышленного производства. В данном случае мы, конечно же, ориентируемся и на российские разработки. Но что касается промышленных, туристических, портовых здесь мы ориентируемся, прежде всего, на мировых лидеров.
- Постановление правительства РФ о создании портовых зон в Хабаровском крае и в Ульяновской области было подписано еще в конце прошлого года. Как идет работа по их организации?
- Сейчас мы начинаем разработку концепций развития каждой этой зоны. Региональные администрации подготовили своё видение развития в рамках заявок. Но это были «первые штрихи», и нам сейчас необходима детальная, развернутая концепция, которая включает в себя глубокое исследование рынка и спроса на услуги портовых зон. Наша задача создать инфраструктуру, которая потом будет востребована инвесторами, а не наоборот - пытаться встроить инвестора в уже созданную инфраструктуру.
- Сколько времени уйдет на подготовку концепции? Когда начнется строительство?
- Четыре месяца будут готовиться концепции с учетом всех согласительных процедур. Осенью концепции будут представлены наблюдательным советам зон после этого мы начнем второй этап – проект планировки территории, где четко, с привязкой к местности, будет проектироваться инженерная инфраструктура. Но еще на этапе подготовки концепции мы будем изучать инвесторов. Вернее, мы уже их изучаем, уже проводим переговоры. И формат работы над концепцией – это тестирование идей, которые у нас есть, с потенциальными инвесторами.
Например, в Хабаровском крае, в бухте Советская Гавань, планируется создать мощности по перевалке экспортных грузов – лес, зерно, металл. Мы хотим понять, готовы ли операторы войти в зону, стать инвесторами, и при подготовке концепции такие переговоры будут вестись.
В Ульяновской области на базе аэропорта Ульяновск-Восточный предполагаются ремонт и обслуживание воздушных судов, производство комплектующих, создание логистического центра, создание хаба для крупных международных операторов, грузовых, прежде всего. Все эти аспекты сейчас прорабатываются для того, чтобы понять, какая именно инфраструктура необходима для создания особой экономической зоны.
Таким образом, четыре месяца потребуется на концепции, до полугода на планировку территории и создание перечня объектов инфраструктуры, затем подготовка рабочей документации и начало стройки. Могу сказать, что первые зоны, которые создавались в 2006 году (Липецк, Алабуга) начали показывать первые результаты примерно через три года. В портовых зонах мы также ожидаем результаты в виде присутствия нового бизнеса примерно по истечении двух-трёх лет.
- Кто сможет стать оператором в новых портовых зонах, сколько их может быть? Какой объем грузом смогут обрабатывать эти зоны?
- У нас есть некоторые предварительные расчеты. Операторами могут стать грузоотправители, перевозчики либо узкоспециализированные портовые операторы. Нам интересны, конечно, профессиональные операторы, которые независимы от грузоотправителей и перевозчиков – это сингапурские, японские, китайские, южнокорейские и европейские компании. Что касается объемов, то мы серьезно рассчитываем на грузопоток Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, прежде всего, поток экспорта в Китай, Южную Корею, Японию и через Сингапур в другие страны. По Ульяновской области – мы рассчитываем создать центр по ремонту авиатехники, в первую очередь, иностранных воздушных судов, где будут обслуживаться в том числе и российские авиакомпании, которые сейчас ремонтируют самолеты за рубежом. А создание логистического хаба позволит перехватить часть потока грузов из Китая в Западную Европу. Там уже есть взлетно-посадочная полоса, причем вторая в мире по протяженности гражданская полоса, ее не придется строить. Будем создавать логистику, сборку.
- Насколько велики будут затраты на создание инфраструктуры портовых зон?
- У нас есть предварительные оценки того, сколько потребуется денег, но в процессе подготовки концепции мы сможем точно просчитать затраты на инфраструктуру, когда будет создан перечень объектов.
- Прошлогодний финансово-экономический кризис значительно повлиял на инвестиционную деятельность во всем мире, в том числе и в России. Как он отразился на резидентах ОЭЗ? Были ли те, кто свернул свою деятельность?
- Всего у нас сейчас работают 223 резидента во всех 16 ОЭЗ: в промышленных – 26, в технико-внедренческих – 176, в туристических – 21. Кризис, безусловно, повлиял на резидентов. Мы сейчас проводим мониторинг, и по его итогам будет принято решение о целесообразности нахождения в зоне отдельных компаний. Потому что соглашения, которые подписывали резиденты с министерством, предусматривали не только преференции для инвесторов, но и их встречные обязательства. Мы мониторим выполнение этих обязательств. Там, где резидент действительно начал свою деятельность - завершил проектирование, строительство, но не приступил к производству из-за кризиса, мы будем относиться очень лояльно. Но если резидент пришел и ничего не сделал – не проинвестировал, не начал строительство, не создал рабочие места, в этом случае мы будем принимать решение об исключении этого резидента из особой экономической зоны.
- Как могут быть в этом случае компенсированы их затраты?
- Если были сделаны какие-то минимальные вложения, но дальше резидент не может выполнять свои обязательства, он может продать свой бизнес. Мы даже будем помогать найти покупателя, другого инвестора, который смог бы продолжить начатое. В этом случае произойдет просто смена собственника резидента. Мы можем также помочь найти ресурсы на продолжение проекта, с привлечением государственных институтов развития, таких как Российская венчурная компания, Роснано, ВЭБ (если мы говорим про кредитование).
- Сколько на сегодня профинансировано со стороны государства? Насколько аккуратно выполняют свои обязательства по софинансированию регионы, в которых развиваются ОЭЗ?
- Государство выделило порядка 1,5 миллиарда долларов (около 44 миллиардов рублей) с момента создания зон на начало мая 2010 года. Мы развиваем зоны очередями. Например, первую очередь в зонах в Липецке и Татарстане мы уже профинансировали. Всего в промышленные зоны из бюджета было вложено порядка 15 миллиардов рублей. Вторые очереди мы начнем финансировать под конкретных инвесторов. В технико-внедренческие ОЭЗ вложено 26,5 миллиардов рублей, 2,5 миллиардов рублей – в туристические, и совсем незначительная сумма - в портовые. Что касается регионов, то не все выдерживают то соотношение финансирования, которое было изначально предусмотрено соглашением между Правительством, субъектом федерации и резидентом. Например, Липецкая область, Татарстан, Московская область. Мы ведем работу, чтобы «отстающие» регионы, которые либо в силу каких-то бюджетных ограничений из-за кризиса, либо в силу других причин не выделяют средства, это сделали. При определенных усилиях мы достигаем результата (смеется). Иногда бывает достаточно встречи губернатора с руководством министерства.
- Какой объем финансирования на ОЭЗ предполагается заложить в бюджете-2011?
- Мы сформировали перечни объектов инфраструктуры на три года вперёд, в соответствии с принципами бюджетного планирования. С учетом того, что у нас создаются новые зоны, объемы госфинансирования будут увеличены. Мы сможем показать существенное повышение инвестиционной активности в зонах и будем аргументировать свою позицию перед Минфином. У Минфина очень конструктивные отношения с Минэкономразвития по вопросу ОЭЗ, и все заявки на финансирование, в основном, удовлетворяются. Бюджет 2010 года сейчас предусматривает финансирование со стороны федерального центра и регионов на сумму около 23 миллиардов рублей. Можно сказать, что в этом году на инфраструктуру может быть выделено в три раза больше средств, чем в 2009 году. И это без учёта новых перспективных площадок.
- Можно ли уже говорить об отдаче от проектов?
- Объем заявленных всеми резидентами инвестиций – более 150 миллиардов рублей, часть из них уже реализована. При этом необходимо понимать, что реализуются крупные проекты. Например, в марте Yokohama приступила к строительству завода в особой экономической зоне в Липецке. Объём вложений со стороны Yokohama составляет порядка 12 миллиардов рублей. И это только один проект! Экономический эффект от создания зон проявляется примерно через 10-15 лет, но те, кто уже начал работать, произвели продукции на сумму примерно 25 миллиардов рублей. Прибыль мы пока не оцениваем, но соотношение, как видите, очень неплохое – на вложенный бюджетом рубль приходится 3 с лишним рубля инвесторов.
- Недавно стартовал проект создания инновационного центра в Сколково. Как Вы планируете сотрудничать с фондом "Сколково"?
- Мы делимся опытом. К нам приезжал Виктор Вексельберг, чтобы обсудить возможность синергии. Мы надеемся, что «Сколково» будет интегрирован в инновационный лифт. Там будут организованы фундаментальные исследования, а мы потом по цепочке займемся коммерциализацией их результатов, компании-резиденты смогут дальше развивать идею и воплотить ее в конкретном продукте в особых экономических зонах.
- Не планируется в перспективе передать «Сколково» в управление ОАО «ОЭЗ»?
- Этот вопрос целесообразнее адресовать президенту РФ.
- Представители министерства недавно заявляли о новых возможностях для резидентов ОЭЗ, в том числе, в свете создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В чем это будет заключаться?
- Речь идет о возможности беспошлинных поставок продукции с высокой степенью переработки, произведенных в ОЭЗ, не только на экспорт, но и на рынок стран Таможенного союза. Надеюсь, в ближайшее время, такое решение будет принято.