Рейтинг@Mail.ru
Шадриков: учителям нужна не только аттестация, но и внимание общества - РИА Новости, 01.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шадриков: учителям нужна не только аттестация, но и внимание общества

Читать ria.ru в
Дзен
Новые правила аттестации учителей, утвержденные недавним приказом Минобрнауки РФ, вступают в силу с 1 января 2011 года. О целях аттестации в интервью РИА Новости рассказывает директор Института содержания образования Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), академик РАО Владимир Шадриков.

Новые правила аттестации учителей, утвержденные недавним приказом Минобрнауки РФ, вступают в силу с 1 января 2011 года. О целях аттестации в интервью РИА Новости рассказывает директор Института содержания образования Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), академик РАО Владимир Шадриков.

- Владимир Дмитриевич, в чем заключается смысл аттестации учителей?

- Она должна «извне» стимулировать педагогических работников к целенаправленному непрерывному повышению квалификации. Ее результаты дают возможность учителю получить более высокую квалификационную категорию. А от категории зависит оплата труда.

Но самое важное заключается в том, что, если система аттестации построена грамотно, она позволяет работнику получить объективную оценку своих профессиональных навыков, на основе полученной информации разработать план повышения квалификации, своего творческого роста.

- В мае были утверждены новые правила аттестации учителей. Что в них нового?

- Раньше аттестация была добровольной. Учитель по своему желанию мог пройти ее и получить соответствующую квалификационную категорию, срок ее действия составлял 5 лет. Все это остается в силе.

Однако теперь раз в 5 лет учителя должны будут проходить и обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности. Введение обязательной аттестации связано с необходимостью поддержания и повышения профессионализма преподавателей.

14 августа 2009 года Минздравсоцразвития РФ издало приказ об утверждении в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Сегодня о существовании требований к работникам образования, изложенных в этом разделе, не знают не только учителя, но и многие руководители образовательных учреждений. В соответствии с Трудовым кодексом аттестация должна учитывать эти требования.

Если мы действительно хотим создать «новую школу» и перейти к экономике, основанной на знаниях, нельзя допускать, чтобы с детьми работали специалисты, не подтвердившие соответствие требованиям квалификационных характеристик.

- А если обнаружится, что учитель все же не соответствует этим требованиям?

- Работодатель должен будет отправить его на курсы повышения квалификации или предложить ему другую работу.

- Какова методика аттестации?

- Она еще не утверждена, но надеюсь, что в ее основу будет положена методика диагностики уровня квалификации педагогических кадров, разрабатываемая Институтом содержания образования ГУ-ВШЭ.

Работа эта ведется уже в течение трех лет.

Методика разрабатывается на основе психологического анализа деятельности учителя и, таким образом, имеет в основе теоретическое обоснование, а не просто «законы здравого смысла». Методика постоянно совершенствуется, проходит апробацию в реальных процедурах аттестации учителей в Ярославской и Псковской областях, Ставропольском крае.

Аттестация предусматривает два блока: учитель оценивает сам себя – и оценивают его.

По первому направлению преподавателю будет предложено ответить на ряд вопросов (их 90). Оценка членами экспертной комиссии предполагает посещение ими занятий учителя, оценку успехов его учеников, изучение его портфолио и ответов на вопросы в рамках аттестации.

- Чем определяется ее периодичность?

- Учитывается совокупность факторов. Технология проверки знаний и компетенций – ресурсоемкая. Для учителя аттестация связана с психологическими переживаниями и отрывом от непосредственной деятельности, для региона – с выделением бюджетных средств, плюс создание комиссий, организация самой процедуры аттестации.

Кроме того педагогика – область достаточно консервативная, здесь нет бурного процесса обновления содержания образования и методики преподавания. Так что избранная частота проведения аттестации – 5 лет – представляется мне оптимальной.

- Насколько востребованной останется добровольная аттестация?

- Это будет зависеть от системы стимулов, от того, как будут соотноситься усилия учителя, затраченные на прохождение аттестации, и то вознаграждение, которое он сможет в результате получить.

Существующая система стимулов недостаточна и системно не отработана. Для повышения качества образования она требует своего развития. Факт перехода к новой системе оплаты труда, предполагающей дифференциацию доходов в зависимости от личных заслуг преподавателя, позитивен. Но сводить все лишь к материальному фактору нельзя, тем более что и он работает не во всех регионах: переход из одной квалификационной категории должен «подкрепляться» не ста рублями, но ощутимой прибавкой к зарплате.

Для повышения престижа учительского труда важна также оценка его государством и обществом: представление к правительственным наградам, званиям, назначение премий и другие формы социального поощрения. К сожалению, на это сегодня обращается непозволительно мало внимания.

Материал подготовила Мария Грачёва (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала