Прошла приблизительно неделя с момента публикации моей «ворчалки» «Барышня № 58999», где я рассказал, как изящно и безо всяких предупреждений BeeLine ограничил мой (и всех остальных своих пользователей) доступ в Интернет - путем перекрытия посторонних SMTP-серверов, точнее - стандартного SMTP-порта - 25-го (похоже, что такое ограничение вполне тянет на судебный иск, однако я не дока в вопросах юридических и очень жалею время), - как на мой почтовый адрес пришло послание от барышни, имеющей (и, главное, не скрывающей) не только имя: Anna Aybasheva (не рискую транскрибировать, а она почему-то, работая в русской по преимуществу компании, предпочитает подписываться латиницей), - но даже и должность: Press-secretary VimpelCom (та же история, хоть я, кажется, все же догадался, что VimpelCom - это «Вымпелком»).
Anna Aybasheva написала дословно следующее:
«Евгений, добрый день.
Извините за задержку с ответом, провели небольшое внутреннее расследование по Вашему запросу. Вы несколько поторопились с Вашими выводами, соответственно давайте я приведу Вам ответ коллег из соответствующего департамента. Если у Вас останутся вопросы после этого ответы, я могу организовать Вашу встречу с коллегами из департамента информационной безопасности, где Вы получите более развернутую информацию. Ответ и рекомендации, что делать, внизу выделенным курсивом.
Консультант в собственном офисе действительно Вас не совсем верно сориентировал, за что приносим извинения.
Клиенту следует настроить соединение со своим почтовым сервером по защищенному протоколу SSL. Таким образом, его соединение будет идти уже напрямую к собственному серверу и все будет прозрачно, независимо от того, работает он по GPRS или WiFi.
Сегодня все серьезные и уважающие себя почтовые сервисы умеют работать по защищенному протоколу. Для GMAIL это вообще единственно возможное подключение. Таким образом, обеспечивается защита клиентской информации, логинов и паролей.
Если клиент использует незащищенный сервер, то это, скорее всего, проблема для него. Его данные могут быть доступны в интернете, такими серверами активно пользуются хакеры и СПАМеры, так что такие сервера очень ненадежны, они могут быть в любое время заблокированы или отключены».
Итак, из ответа «коллег из соответствующего департамента» становится ясно, что VimpelCom:
1. Берет на себя право разделить почтовые сервисы на «серьезные и уважающие себя» и все прочие. На черненьких и беленьких. На белых и красных. На богатых и бедных. На арийцев и… ну, сами знаете кого.
2. Стоит на страже нашей же безопасности, - ну, чтоб у нас не украли «информацию, логины и пароли». Так это делают всегда. Помните повторяющуюся фразу из сериалов: «Это в ваших же интересах!»
3. Дает по рукам разным «хакерам и СПАМерам» (непонятно выделение первых четырех букв последнего уничижительного термина: ведь широко известно, что слово «спам» не является аббревиатурой, а пошло от названия американских кошачьих консервов).
За пятнадцать лет использования почтового сервера «Компьютерры» я не припомню ни одного случая кражи данных или прочих ужасов, которыми меня попытались запугать «коллеги из соответствующего департамента», - на мой, возможно, не до конца просвещенный взгляд, вполне достаточно авторизации при отправки писем. Которая, возможно, для «коллег из соответствующего департамента» - лишняя головная боль, которую им просто не хочется на себя брать. То же самое могу сказать и о других «несерьезных и не уважающих себя» почтовых серверах, которыми пользуюсь.
Поскольку ни у одного из известных мне «традиционных» почтовых сервисов нет поддержки защищенного протокола SSL (он им, во-первых, и на фиг не нужен, во-вторых - что же они, должны всех своих клиентов просить перенастроиться?), - ответ «коллег из соответствующего департамента» можно прочитать так: «Да! Мы закрыли нашим пользователям часть интернет-сервисов! Потому что мы умные и лучше их знаем, что им хорошо и что плохо. Относительно же юридической части: у нас очень квалифицированные и высокооплачиваемые юристы, попробуйте-ка выиграть у нас процесс!»
Что-то в этом роде я и ответил Anna Aybasheva (или как? надо как-то склонять?). На что получил от нее ответ, изумивший меня еще сильнее. Дескать, ну их, ваши почтовые серверы, - даром, что их адреса знают сотни ваших (моих) знакомых, - переходите-ка на gmail или на yandex! «Заодно, - цитирую, - обеспечите защиту своей почты.» Да не было у меня никогда проблем с ее защитой! Не-бы-ло!!!
Но есть, есть и еще один выход! Снова изумленно цитирую:
«Есть второй вариант — администрация сервера направляет в Вымпелком письмо с обещаниями не распространять СПАМ и принять технические меры по обеспечению борьбы с рассылкой СПАМа со своего сервера. В ответ на это мы настроим отправку писем на этот сервер в обход нашей АНТИСПАМ защиты и у журналиста (то есть - у меня) все заработает».
Заодно, полагаю, мне стоит занести собственноручно написанное обещание не грабить и не воровать в милицию и не шпионить - в ФСБ.
Слов прокомментировать «второй вариант» у меня попросту не нашлось.
И это тот самый VimpelCom, который не пророс из дремучей советской структуры, а был создан «на чистом месте», - как компания частная, современная, высокотехнологичная.
P.S. Что касается меня, я вместо торжественной клятвы попросил у сисадмина открыть добавочный порт, после чего все и заработало. Какой - не скажу, чтобы VimpelCom и его не перекрыл. Но если у кого на «Компьютерре» возникнут подобные проблемы, - пишите, что называется, «в личку». Авось VimpelCom мой ответ не перехватит...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции