СССР был одним из лидеров в экспорте образования. С распадом союза России не удалось удержать эти свои позиции. Могут ли российские вузы рассчитывать на рост числа иностранных студентов, в интервью РИА Новости рассуждает руководитель международных программ Национального фонда подготовки кадров Марина Ларионова.
- Марина Владимировна, мы много лет были убеждены, что наша система образования – лучшая в мире. Кто-то думает так и сейчас. Почему же к нам не едут студенты из-за рубежа?
- Те, кто все еще так утверждает, либо живут прошлым, либо имеют в виду отдельные университеты, где есть действительно хорошие образовательные программы и куда стремятся и иностранные учащиеся, и российские абитуриенты.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, за последние 5 лет доля России на мировом рынке образования сократилась с 3% до 2%. Не предпринимая активных действий, мы и дальше будем терять этот рынок.
- На что ориентируются зарубежные студенты при выборе страны и вуза обучения? Очевидно, на позиции вузов в мировых рейтингах?
- Да, обращают внимание на рейтинги, и, как бы скептически мы ни относились к ним, альтернативы при выборе пока нет. Создание национальных рейтингов, в которые включаются зарубежные университеты, - путь в никуда.
В целом привлекательность страны для обучения определяется совокупностью факторов. Это престиж страны и ее системы образования, культурно-исторические и лингвистические связи (возможность обучаться на языке, которым студент свободно владеет), стоимость обучения, условия проживания (социальная защищенность, возможность временного трудоустройства).
- В привлечении студентов из каких стран заинтересована Россия? Сегодня у нас обучаются в основном студенты из СНГ, Восточной Европы, Африки.
- Нужна сбалансированная политика. Поэтому следует развивать разные типы партнерства: с целью модернизации (со странами Северной Америки, Европы), паритетное (с Восточной Европой, странами Балтии, Бразилией и Мексикой), партнерство в целях содействия развитию (со странами СНГ, Африки, где мы заинтересованы либо во влиянии, либо в качестве рабочих, которые к нам приезжают). Но таких сформулированных и развиваемых типов партнерства у нас сегодня нет.
- В Концепции социально-экономического развития России до 2020 года заявлено, что доля дохода от иностранных студентов в бюджетах вузов должна значительно вырасти. Это реально?
- В Концепции-2020 поставлены задачи, связанные с позиционированием нашей системы образования в международном образовательном пространстве, но непонятно, какими инструментами они будет обеспечиваться.
Так, по проекту Федеральной целевой программы развития образования на период до 2015 года запланировано создание до 40 центров по содействию экспорта российского образования за рубежом. Они должны будут заниматься привлечением зарубежных студентов, организацией выставок, информационной поддержкой. Но можно открыть хоть 100 таких центров - ничего не изменится, если не будут обеспечены репутация и привлекательность национальной системы образования. В каком-то смысле это даже опасно, если по результатам работы центров мы наберем студентов и не сможем обеспечить им должный уровень знаний, условий обучения и проживания. В Великобритании, к примеру, подобные представительства появились уже после того, когда стало ясно: спрос на услуги есть.
- Какое ведомство должно отвечать за продвижение российских вузов на мировом образовательном рынке?
- Это не может быть ответственностью отдельного ведомства. Есть вопросы, которые Минобрнауки не в состоянии решить самостоятельно, поскольку экспорт образования – это внешнеполитическая, внешнеэкономическая задача. Необходимо, допустим, понимать, в каких странах мы планируем новое производство, где нам могут понадобиться местные национальные кадры, а где мы заинтересованы во внешнеполитическом влиянии. Нужна межведомственная работа.
- Может быть, нам стоит заимствовать опыт зарубежных вузов по привлечению иностранных студентов?
- После того, как по результатам нескольких рейтингов выяснилось, что европейские вузы не занимают первые места, европейцы провели исследование, какие параметры используются при оценке университетов и какие из них являются наиболее объективными. После этого они договорились об объединении усилий для формирования системы оценки. Важно знать реальное качество деятельности вузов, поэтому появляются сопоставительные программы оценки результатов высшего образования и проводимой в этой сфере исследовательской работы.
Нашим вузам стоило бы принять участие в подобных международных исследованиях. Чтобы влиять на параметры рейтингов, нужно разговаривать с их создателями на одном языке. У нас появилась Ассоциация исследовательских университетов. Но ставил ли кто-нибудь перед ней задачу продвигать вузы на европейском пространстве и восстанавливать репутацию системы российского образования?
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости