Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Примета четного года – в Москве, а точнее, на сей раз, в ближнем Подмосковье открывается МВСВ-2010 – 4-й Международный Салон вооружения и военной техники.
В отличие от прошлых лет МВСВ будет объединен с несколькими другими выставками: Международной выставкой по технологиям в машиностроении «ИНТЕРМАШ-2010», в области авиации и космонавтики «АЭРОСПЕЙС-2010» и выставкой беспилотников – «Беспилотные многоцелевые комплексы «UVS-TECH 2010». Весь куст выставок пройдет в рамках форума «Технологии в машиностроении».
Такое совмещение лишний раз демонстрирует особый статус военной промышленности в России – «оборонка» для нашей страны была и остается средоточием подавляющего большинства современных промышленных технологий, практически не находящих применения за пределами производств военного и двойного назначения в нашей стране. Хорошо это или не очень, это другой вопрос, но подобная ситуация будет сохраняться еще очень долго.
В Выставочной программе Форума участвуют 314 компаний. Площадь закрытых экспозиций составляет более 6000 кв.м, еще 3500 метров занимают открытые площадки, на которых выставляется различное вооружение, военная техника и гражданская продукция. В ходе салона предусматривается демонстрация военной техники в действии – в программе заявлено 36 образцов военной техники, включая танки Т-80 и Т-90 последних модификаций, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и десанта и др.
МВСВ традиционно является демонстратором прогресса в военной промышленности – на каждом следующем салоне заметно увеличение доли современных изделий, особенно электроники. В частности, большой интерес вызывают разнообразные компьютерные тренажеры. Стрельба из автоматов и другого стрелкового оружия, из танковых пушек, пуски противотанковых и зенитных ракет, вождение танков, боевых машин пехоты, БТР-ов, грузовиков – трудно найти те необходимые на поле боя специальности, которые еще «не загнаны» в электронные устройства.
Современные тренажеры далеко ушли от примитивных имитаторов 20-30-летней давности. Теперь они способны воспроизводить самые разные условия, (или работать с реальной местностью и целями – при установке «в поле»), позволяя тренировать солдат с максимальным приближением к реальности, не затрачивая дорогостоящие боеприпасы – такие, как управляемые ракеты.
На выставке представлено преимущественно вооружение сухопутных войск, однако имеются и стенды производителей авиакосмической техники и ракетного вооружения.
Кризис, охвативший экономику многих стран мира, конечно же, сказался и на салоне: число компаний-участников выставки заметно сократилось по сравнению с 2008 годом, однако ведущие производители остались в живых и продолжают развивать производство.
Кризис, очевидно, стал и одной из главных причин объединения нескольких выставок в единый куст, а заодно и причиной переноса выставочных площадок из Москвы, где МВСВ и другие мероприятия проводились ранее, в Жуковский – на традиционную вотчину Московского аэрокосмического салона (МАКС), проходящего по нечетным годам. В этом решении есть как плюсы, так и минусы. Главный плюс – Жуковский позволяет объединить статическую экспозицию и демонстрацию техники в действии, что невозможно в условиях города. Главный минус – бывший закрытый город и аэродром не очень удобен для проведения массового мероприятия с десятками и сотнями тысяч посетителей. Пробки на автотрассах и давка в автобусах в Жуковском в дни МАКСа давно вошли в легенду. Тем не менее, эти недостатки не перевешивают достоинств интересного и масштабного мероприятия.
Форум «Технологии в машиностроении» и составляющие его выставки будут работать с 30 июня по 4 июля 2010 года, причем 3-4 июля он будет открыт для всех желающих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции