В дни чемпионата мира по футболу имя суданского футболиста по прозвищу «Гагарин» особенно на слуху. Жизнь этого человека сложилась необычно.
Из известного на всю Африку и ближневосточный регион футболиста, которому трибуны скандировали «капитан Гагарин, капитан Гагарин», он превратился в респектабельного дипломата – посла своей страны и третьего по важности человека в МИД Судана на настоящий день.
В чем секрет перевоплощения самого известного суданского футболиста, который в прошлогоднем рейтинге Африканского футбольного союза не только вошел в список 200 самых лучших футболистов континента за последние 50 лет, но и занял в нем почетное второе место?
Почему бывшего именитого футболиста, высокопоставленного дипломата, телеведущего называют не его настоящим именем Хейдар Хасан, а Гагариным?
Какая взаимосвязь между суданским футболистом и первым космонавтом земли?
Обо всем этом директор протокольного департамента МИД Судана Хейдар Хасан рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости в Хартуме Юлии Троицкой.
- Из знаменитых футболистов в дипломаты высокого ранга, как у Вас это получилось?
- Я вырос в семье, где было восемь мальчиков и четыре девочки, типичной суданской семье, в которых по традиции много детей.
С детства увлекался игрой в футбол. Но все время, когда ходил играть, мой отец предупреждал меня, чтобы я не уделял слишком много внимания футболу, иначе заброшу учебу в школе. На это я всегда говорил отцу, что могу одновременно хорошо играть в футбол и хорошо учиться.
Желание доказать отцу, что я способен на это, заставляло меня действительно прилежно заниматься.
С 15 лет я играл за футбольную команду самого крупного спортивного клуба Судана «Хиляль», который был основан в 1927 году.
Многие люди спрашивали меня, как я сумел одновременно добиться успехов и в спорте, и в учебе.
Но факт остается фактом, я смог преуспеть и в той, и в другой области.
Я закончил филологический факультет университета Хартума по специальности «французский и английский языки». Также получил диплом и закончил магистратуру во Франции по международным политическим отношениям.
Во Франции защитил кандидатскую по международному общегражданскому праву, будучи первым советником посольства Судана во Франции.
Я ушел из футбола в 1980 году в возрасте 27 лет, отдав ему 14 лет.
Однако решение порвать с футболом, несмотря на мои успехи и возможность играть еще в течение нескольких лет, принял моментально, когда узнал о получении стипендии на обучение от правительства Франции. Когда собирался уезжать туда, руководство клуба «Хиляль» не хотело меня отпускать, но я принял решение, что учеба для меня важнее, и оставил футбол.
- Каковы были Ваши успехи в футбольной карьере?
- Я участвовал в 55-ти международных турнирах по футболу. За это время забил 300 голов. До сих пор по количеству забитых голов я считаюсь лучшим игроком Судана, и «мой рекорд» пока никто не смог одолеть. Был нападающим в команде.
- Насколько я понимаю, большинство поклонников Вашего футбольного таланта в Судане и за его пределами знают Вас не как Хейдара Хасана, а как «Гагарина». Кто и почему наградил Вас фамилией первого космонавта Земли Юрия Гагарина, ведь Вас же назвали так в его честь?
- Прозвище «Гагарин», которое фактически стало моей фамилией, под которой меня знают многие не только в Судане, но и по всей Африке, досталось мне от старшего брата, который тоже был футболистом и играл в другом суданском футбольном клубе «Марих», был капитаном команды.
Он начал свою футбольную карьеру в 1962 году, когда в космос поднялся Юрий Гагарин, и заслужил прозвище «Гагарин», потому что с такой же скоростью, с какой Гагарин оказался в космосе, его имя стало знаменитым в футболе.
Потом фамилия «Гагарин» закрепилась за всей нашей семьей, где в футбол на высоком профессиональном уровне играли трое из восьми мальчиков.
Если Вы спросите любого человека на улице в Хартуме, знает ли он Гагариных, он ответит, что, конечно, знает.
Люди в Судане до сих пор вспоминают то время, когда мы играли, потому что это было очень удачный период для Судана, в том числе в спорте и в футболе.
Тогда пока единственный раз за свою историю Судан стал чемпионом Африки по футболу, завоевав кубок Африки в 1970 году. Я играл в то время и держал в руках этот Кубок.
- Когда Вы подались на дипломатическую стезю, футбол быстро стал для Вас славным прошлым или Вы до сих пор имеете к нему какое-то отношение?
- В настоящее время я являюсь членом технического комитета Африканской конфедерации футбола, также членом технического комитета Арабской федерации футбола. В 2001-2002 годах был генеральный секретарем моего родного клуба «Хиляль», работал в его администрации.
Веду на суданском телевидении еженедельную часовую спортивную передачу «Проблемы и решения», пишу статьи на спортивные темы.
- Так все-таки кем Вы сами себя больше ощущаете – выдающимся спортсменом или преуспевшим дипломатом?
- О том, что я много лет отдал спорту и футболу, мне не дают забыть суданские поклонники спорта и футбольные болельщики, которых очень много в стране. По этой причине я, в первую очередь, считаю себя спортсменом, а потом уже дипломатом. 70 % суданцев болеют за футбольную команду клуба «Хиляль», поэтому, прежде всего, меня знают, как известного футболиста, а уже потом как посла и дипломата.
- Однако Ваша дипломатическая карьера тоже сложилась весьма успешно?
- Я работал долгое время на различных дипломатических должностях в Кот-д-Ивуаре, Центральноафриканской республике, в султанате Оман, в Турции, во Франции. С 1991 по 1993 годы занимал пост заместителя постоянного представителя Судана при СБ ООН в Нью-Йорке. Был послом в Заире в 1997- 2001 годах и в Алжире в 2004-2008 годах.
Сейчас возглавляю протокольный департамент МИД, по сути, являюсь третьим человеком в министерстве.
- Ваши прошлые спортивные успехи помогали или, наоборот, мешали Вам в дипломатической работе?
- То, что я был спортсменом, помогало мне в дипломатической работе, поскольку все знали, что у меня очень широкие связи в обществе.
Спортивный дух, терпимость по отношению к другим людям, которые вырабатывает спорт, футбол, т.к. это командная игра, очень помогли мне в дипломатической работе.
Как известный спортсмен, я был приучен всегда улыбаться, выстраивать хорошие отношения с людьми, что помогало в общественной жизни, в дипломатии.
- Однако, на мой взгляд, по своей природе профессии «спортсмена» и «дипломата» в корне отличаются друг от друга?
- Да, это действительно так. Дипломат, как известно, должен много слушать, но мало говорить, или уметь говорить так, чтобы ничего не сказать.
Спортсмен же, наоборот, должен выстраивать отношения с людьми, много общаться, быть открытым человеком.
Кроме того, конечно, дипломат – это человек более образованный и интеллектуальный, чем спортсмен, который преимущественно сосредоточен на своих спортивных достижениях, чем на общем развитии.
В то же время спорт учит человека концентрироваться на выполнении конкретных задач. Спортсмен – физически активный человек, он способен быстрее, чем те, кто не причастен к спорту, понять проблему и быстрее найти способ ее решения.
Благодаря спорту я также научился планировать свое время, выкраивать время для тренировок и для учебы.
Но не скрою, я, скорее, являюсь исключением из правила среди спортсменов, так как сумел преуспеть не только в спортивной карьере, но и интеллектуальной деятельности.
За свою жизнь я только однажды встречал посла из Марокко, который раньше тоже был профессиональным спортсменом.
- Ваши дети продолжают славную футбольную традицию династии суданских Гагариных?
- У меня пять дочерей – Хинд, Ханади, Хана, Хадиль и Хиям, поэтому с преемником Гагарина в футболе не получилось. Но все мои дочери – активные болельщицы.
- Какова ситуация в суданском футболе сейчас? Многие африканские футболисты играют сейчас в именитых европейских клубах, есть ли такие среди суданцев? За кого болеете на чемпионате мира?
- «Золотая эра» суданского футбола пришлась на 70-е годы прошлого века.
К сожалению, после этого национальной сборной не удавалось достигнуть серьезных результатов на турнирах международного уровня.
Сложная политическая обстановка в стране, гражданская война, которая шла более 20 лет, оказали свое негативное влияние и на развитие спорта в Судане, несмотря на всеобщую увлеченность суданцев футболом. Однако когда я смотрю на игру наших нынешних молодых игроков, у меня появляются веские основания считать, что лет через 10 суданский футбол выйдет совсем на другой уровень.
Сейчас у национальной сборной Судана тренер из Японии, команду клуба «Хиляль» тренирует бразилец, так что шансы проявить себя через некоторое время у суданских футболистов есть, и значительные.
На чемпионате болею за Бразилию.