Рейтинг@Mail.ru
Миражи киргизского парламентаризма - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Миражи киргизского парламентаризма

© РИА Новости / Андрей Стенин | Перейти в медиабанкКиргизский парламентаризм на обломках феодализма сильно смахивает на дворцы древних владык посреди пустырей
Киргизский парламентаризм на обломках феодализма сильно смахивает на дворцы древних владык посреди пустырей
Читать ria.ru в
В Киргизии, которую последние месяцы раздирают политические и межэтнические противоречия, 27 июня состоялся референдум. Предметом волеизъявления должен был стать новый проект Конституции страны. Реакция мирового сообщества на итоги голосования весьма неоднозначна.

Нур Омаров, глава Ассоциации политологов Кыргызстана, член Экспертного совета РИА Новости.

Реакция на состоявшийся вчера в Киргизии референдум неоднозначна. Так, выступая в Торонто на брифинге по окончанию саммита G20, президент России Дмитрий Медведев заявил, что не очень представляет себе, как модель парламентской республики будет функционировать в этой центральноазиатской стране.

Напомню, что 27 июня в Киргизии, которую последние месяцы раздирают политические и межэтнические противоречия, состоялся плебисцит; предметом волеизъявления должен был стать новый проект Конституции страны. Смысл поправок к ней, предложенный Временным правительством, в общих чертах сводится к смене государственного управления. Если раньше большинство властных полномочий было сосредоточено в руках президента, то предложенный на референдум вариант предполагает передачу основных государственных функций парламенту. Окончательных результатов референдума еще нет, но предварительные подсчеты таковы, что чаша весов склоняется в пользу парламентской республики.

Хотя, как показала история последних пяти лет, в Киргизии законодательные процедуры, в том числе референдум, не способны сами по себе решать какие-либо внутриполитические проблемы. В этой связи вполне понятны сомнения, высказанные президентом России относительно того, как будет реализовываться здесь идея парламентской республики. И очень точно его замечание о том, что Киргизии «требуется сильная, хорошо организованная власть, учитывающая исторические реалии и волю народа». Стоит заметить, что до сих пор ни одно из центральноазиатских государств не имело положительного опыта создания парламентской республики.

Вполне объясним в этом контексте интерес, проявленный как ведущими мировыми державами, так и крупными международными организациями к нынешнему событию. За ходом голосования в Киргизии наблюдали 192 представителя ряда международных структур, в том числе Исполнительного комитета СНГ, ПРООН, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, БДИПЧ/ОБСЕ, Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, Секретариата ШОС, Парламентской ассамблеи ОДКБ, Межпарламентской ассамблеи СНГ, Международного фонда избирательных систем и многих других.

Практически все организации, которые прислали своих наблюдателей на референдум, заявили о том, что он прошел демократично. Так, по оценке заместителя генерального секретаря ШОС г-на Хун Цзюиня, возглавляющего Миссию международных наблюдателей Секретариата ШОС, «референдум прошел в спокойной, прозрачной и хорошо организованной обстановке». Похожей позиции придерживается и глава ЦИК РФ Владимир Чуров. Он подтвердил, что крупных нарушений в ходе референдума в Киргизии не было.

Можно говорить и еще об одном бесспорно позитивном моменте, связанном с референдумом, - в этот день во всей республике было относительно спокойно. И это уже благо для населения.

Согласно мнению ряда киргизских экспертов, администрация Розы Отунбаевой имеет прямую выгоду от положительных результатов референдума, так как это придаст ей и ее сподвижникам относительную легитимность. Ведь Бакиев, как известно, потерял власть в результате переворота, а не законным путем. Поэтому для новой администрации проведение референдума – это возможность в определенной степени снять напряжение последних месяцев и начать формирование устойчивой государственной власти.

Но насколько успешно она сможет заняться теми проблемами, которые лежали в основе произошедших драматических событий в республике, - утвердительно ответить пока не возьмется никто. Я имею в виду прежде всего экономический разрыв между югом и севером страны, этнические противоречия между узбеками и киргизами и установление политической стабильности в стране в целом.

Большие сомнения вызывает и создание адекватного парламента с полноценным представительством всех слоев населения многонациональной республики.

Несмотря на многочисленность партий, сама партийная система в Киргизии развита весьма слабо. Из 150 политических формирований, в большинстве своем весьма малочисленных, лишь 6-7 партий представляют реальные силы и имеют относительно внятные программы. Они фактически уже имели представительство во Временном правительстве, они же, скорее всего, получат места в будущем парламенте.
Так что референдум не решает основных проблем страны.

После межэтнических беспорядков еще больше разрослась пропасть между севером и югом Киргизии. Сомневаюсь, что дело дойдет до фактического развала, как об этом сегодня говорят многие, но накал страстей может быть очень большим. Возможны и новые беспорядки, ведь вызовы, в том числе внешние, для этой республики сохраняются.

Причем инциденты вероятны не только на юге, но и на севере, хотя и не в такой степени. Погромщикам и демонстрантам здесь готово оказать сопротивление само население, которое уже сталкивалось с подобными ситуациями в 2005-м, когда во время переворота в Бишкеке бесчинствовали мародеры, и в 2010-м, когда в пригородах столицы громили дома представителей национальных меньшинств. Тогда простые люди обратились за защитой к влиятельным личностям Киргизии – общественным деятелям, известным спортсменам, – самоорганизовались, создали народные дружины для прекращения погромов. С помощью этих дружин и удалось взять ситуацию под контроль.

Как показали последние события, киргизская милиция и армия без поддержки простых граждан не в состоянии окончательно подавить беспорядки. Дело в том, что в последние годы силовые структуры были фактически деморализованы и скомпрометированы, поскольку власти периодически использовали их для борьбы с оппозицией внутри страны. К тому же в Киргизии очень сильны родственные связи и представители внутренних органов подчас не могут активно препятствовать столкновениям, где участвуют их родичи. Стоит ли удивляться, что в произошедших событиях силовые структуры заняли выжидательную позицию. Понадобилось время, чтобы мобилизовать их.

Что касается парламентаризма, то уже сейчас ясно, что в новом парламенте создать правящую коалицию будет очень непросто. Дело в том, что в Киргизии партии имеют не политическую и не клановую, как часто пишут, природу. Эти партии представляют разные регионы страны. Естественно, во многих вопросах их позиции различны. Так что еще большой вопрос, насколько устойчивой может оказаться парламентская республика в Киргизии. Не удивлюсь, если через 3-4 года страна вновь станет президентской.

Словом, киргизский парламентаризм на обломках феодализма сильно смахивает на дворцы древних владык посреди пустырей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала