Плохая успеваемость часто объясняется психологическими проблемами ребенка. Стоит ли ругать маленького школьника за «двойки» или лучше придумать с ним сказку, об этом в интервью РИА Новости рассказывает профессор кафедры дифференциальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель психологической службы коррекционной школы № 367 города Зеленограда Игорь Вачков.
- Игорь Викторович, как возник метод сказкотерапии? Где он применяется?
- В широком смысле, метод существует с момента возникновения человечества - ведь сказки есть у любого народа, в любой культуре. В психотерапии сказки начали использовать с конца XIX века - еще Фрейд обращал внимание на роль метафорических, символических снов, имеющих сказочную основу. Термин «сказкотерапия» сложился в России, но принципы метода в своей работе используют и зарубежные психологи. Предполагается, что, слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой реальный жизненный сценарий.
В последние годы сказкотерапия стала серьезной научно-практической школой, сейчас у этого метода два направления: комплексная – в Санкт-Петербурге и интегративная – в Москве (совмещаются ресурсы разных направлений: юнгианского анализа, психодрамы, гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования и другие). Метод используется в работе и со взрослыми, и с детьми - как здоровыми, так и имеющими интеллектуальные нарушения.
- Психолог просто рассказывает сказки ребенку, как папа с мамой?
- Не всегда. Скорее мы опираемся на сказку. Дети вместе с психологом могут сами сочинять ее по известному им сюжету, и порой это приводит к сильным изменениям в самом ребенке, в его поведении и в отношениях с окружающими.
Есть такой групповой тренинг на основе сказки «Теремок»: для восьми участников, по числу героев. Никто не должен знать, у кого какая роль – главное, не пустить внутрь «медведя». У всех своя стратегия поведения и особенности характера, и каждому новому гостю приходится убеждать остальных в своей необходимости. Да и самим жильцам придется поспорить друг с другом: ведь у них разные интересы! Кто-то желает, чтобы мышка оказалась в теремке, а кто-то – против. В конце детям задаются вопросы: почему одним вы сразу поверили, а другим нет? Какие способы убеждения вы использовали? Наиболее успешным, по-видимому, окажется тот, кто, демонстрируя доброжелательность в отношении других, не слишком настойчив и не пытается «давить» на партнеров. Но игроков нельзя обвинять в «неэффективном» поведении – их «защищает» необходимость следовать своей роли. Важно, чтобы в итоге для них стало очевидным преимущество психологической позиции «на равных».
Есть и другие приемы, которые позволяют включить ребенка в работу со сказкотерапевтическим материалом: так, иногда его просят нарисовать что-нибудь, а потом психолог задает вопросы по рисунку – кто это? где это существо было раньше? что с ним случилось? Можно поиграть во что-то, а потом придумать сказку на основе игры; предложить построить в песочнице свой мир, просто дать ребенку написать сказку, если он к этому готов.
- А родители в этом могут участвовать?
- Обязательно. Допустим, ребенок получает в школе «двойки» – почему? Психолог предлагает папе или маме начало сказки, где в скрытой форме «записана» проблема ребенка. Они вместе сочиняют сказку, и метафора позволяет решить проблему более легко и свободно, без житейской зашоренности.
В серии сказок «Лесная школа» Марины Панфиловой есть история про Волчонка, который боялся, что его будут ругать за невыполненное задание, и попросил отца помочь ему. Но когда учитель стал хвалить его за решение, тому стало стыдно: он не знал, как был получен ответ (отец ему не объяснил). И зверята поняли: ошибки – это не страшно, главное - разобраться самим.
- Любой ли детский психолог может применять данный метод?
- Нет, нужна специальная подготовка. При этом нужно понимать, что сказкотерапия – именно психологический метод, а не психотерапия, какую применяют в клинических условиях. Элементы сказкотерапии можно использовать в школе так же, как и песочной терапии, и гештальт-терапии, и психодрамы.
Во многих педагогических вузах изучение сказкотерапии предусмотрено учебной программой, хотя, на мой взгляд, ее не всегда изучают достаточно глубоко. В нашем университете этим методом интересуются не только студенты, но и практикующие психологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, других городов, только через мои курсы прошло около трехсот человек.
- Каковы перспективы сказкотерапии в нашей стране?
- В России уже около 6 лет существует сообщество сказкотерапевтов, ежегодно проводятся фестивали и конференции с участием коллег из ближнего зарубежья, организуются учебные программы. Совместно с издательством «Эксмо» мы готовим выпуск серии книг по теоретическим и методологическим аспектам сказкотерапии, и для их читателей в этом году я буду вести дистанционный учебный курс. Надеюсь, это будет способствовать дальнейшему развитию метода в России.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости