МОСКВА, 25 июн - РИА Новости. На минувшей неделе самые бурные события происходили в музейном сообществе: Эрмитаж получил целевой фонд в 5 миллионов долларов, организаторы выставки "Запретное искусство" - требование прокурора посадить их на три года, а Исторический музей - нового директора.
Цена свободы
В субботу глава "Интерроса" Владимир Потанин объявил, что он дарит "Эрмитажу" 5 миллионов долларов. В принципе, ценные подарки музею ему доводилось делать и раньше - именно таким путем в 2002 году в коллекцию попал "Черный квадрат"; прочие бизнесмены тоже постепенно привыкают к роли культурных спонсоров. Но сейчас речь идет о принципиально новой форме: потанинские миллионы не собираются тратить сразу. Из них создадут специальный целевой фонд - эндаумент, поместят его в управление, а заработанные проценты (примерно десять годовых) станут расходовать на текущие нужды. Основной же капитал будет оставаться нетронутым - если, конечно, кто-нибудь из щедрых друзей Эрмитажа не решит добавить к нему еще несколько миллионов.
"Это инновационная и прорывная вещь. Это важнейшая форма обеспечения стабильности и независимости учреждений культуры: если есть эндаумент, можно уже не зависеть от ежедневных звонков спонсорам и в министерство культуры", - прокомментировал благодарный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Ему действительно повезло: по всему миру это абсолютно стандартная практика, но в России эндаументов нет больше ни у одного музея. Впрочем, если для жертвователей введут-таки, по западному образцу, налоговые льготы, есть шанс, что желающих поучаствовать в музейной благотворительности такого рода станет сильно больше.
"Запретное искусство": ответный удар
В понедельник стало известно, что гособвинение требует приговорить устроителей выставки "Запретное искусство-2006" к трем годам колонии.
Виноваты они главным образом в том, что выставка, устроенная весной 2007 года в Общественном центре Сахарова, не понравилась православному движению "Народный собор". В принципе, экспонаты, по разным причинам забракованные музейными и галерейными худсоветами, призваны были пролить свет на феномен современной цензуры, причем на всякий случай они были прикрыты ширмами и снабжены предупреждениями. Не помогло: православные активисты обратились в Таганскую прокуратуру.
В результате организаторам проекта - тогдашнему директору Сахаровского центра Юрию Самодурову и экс-куратору отдела современного искусства Третьяковки Андрею Ерофееву - было предъявлено обвинение в разжигании национальной и религиозной розни, а также унижении человеческого достоинства с использованием служебного положения. Судебное разбирательство по этому делу тянулось очень долго, отзвуки его успели докатиться даже до Страсбургского суда. И вот, наконец, прокурор огласил свои требования, а судьи удалились для вынесения вердикта до 12 июля.
В случае, если приговор не окажется оправдательным, известный галерист Марат Гельман пообещал повторить "Запретное искусство-2006" у себя в галерее. Делает он это не только из чувства протеста: Гельман опасается, что осуждение Ерофеева и Самодурова может привести к изоляции России от мирового культурного процесса.
Преемственность власти
Бывшего научного руководителя Музеев Кремля Алексея Левыкина официально назначили директором Исторического музея - соответствующий приказ подписан Минкультуры на этой неделе.
Слухи о кадровых переменах в Историческом, который не так давно лишился своего филиала в Новодевичьем монастыре, ходили с апреля. Тогда на сайте культурного ведомства появился приказ о внесении изменений в устав ГИМа, предполагающих создание новой почетной должности - президента. А вскоре стало ясно, что предназначена она для тогдашнего директора Александра Шкурко, причем не осталось тайной и имя нового руководителя. Теперь, когда все формальности улажены, остается констатировать, что в России появилась еще одна музейная династия. Вслед за Пиотровскими, которые руководят Эрмитажем, появились Левыкины - с 1976 по 1992 год музеем управлял Константин Левыкин, отец нового директора ГИМа. Приоритетные задачи Левыкина-младшего пока не ясны, но очевидно, что дел хватит. Как минимум, в здании бывшей Гордумы необходимо организовать "Национальную галерею портрета", а в 2012 году отметить 200-летие победы над Наполеоном. Как максимум - все-таки довести до воплощения проект музейного квартала, который объединил бы в единое целое здания между Манежной и Красной площадями.