Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Канаде с 25 июня приходит летний сезон крупнейших мировых саммитов. Сначала в милом и дорогом курортном центре Deerhurst близ городка Хантсвилль в провинции Онтарио соберется 25-26 июня «Большая восьмерка» (Британия, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония). Потом она в полном составе перекочует в расположенный в двух часах езды от Хантсвилля крупнейший город Канады Торонто. Здесь 26-27 июня соберется «Группа 20-ти» (G8 плюс Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Южная Корея, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР и ЕС).
G8 и G20 в формате саммитов вот уже два года (с 2008-го) действуют в тандеме. Всем понятно: решать кризисные проблемы глобального рынка надо с участием все ведущих экономик мира, а не только «восьмерки». Но заседать всем вместе отнюдь не значит мыслить в унисон и можно, оказывается, «ехать тандемом», но в разные стороны.
Здесь надо бы сразу заметить, что оба эти «глобальных семинара» (решения на них не являются обязательными для выполнения и даже согласованные редко выполняются) явно ждет кардинальная предметная или тематическая диверсификация. Во всяком случае, именно об этом говорят сейчас и в Москве, и в Вашингтоне. Российские источники полагают, что хоронить «восьмерку», вопреки многочисленным прогнозам, рано. Она, утверждали высокопоставленные представители российской дипломатии в США как раз накануне саммитов, может заниматься вопросами региональной и международной политической тематики, а также сотрудничества в области здравоохранения и ликвидации последствий природных катастроф. А президент США Барак Обама недавно сказал, что в будущем вопросы мировой экономики будут решаться в формате «двадцатки», а не «восьмерки». По его мнению, будет переходный период, но «Большая двадцатка» олицетворяет экономическую структуру будущего. Так что в Москве и в Вашингтоне будущее «восьмерки» видится примерно одинаковым: трансформация в политический форум. А там видно будет.
Судя по заявленным темам, в Канаде G8 и G20 как раз вступают в такой переходный период. G8 посвятит себя в основном глобальной политике: кроме Афганистана, Ирана, корейской ядерной проблемы, это еще и пиратство, здравоохранение, климат, терроризм. А G20 - глобальным экономическим болезням. И здесь - самые большие проблемы.
Что это за болезни - знают все. На этом, правда, общность подхода и ясность заканчиваются. В Канаде, похоже, все будет как на консилиуме разных медицинских школ: диагноз вроде один, но методы лечения либо едва похожи, либо совершенно разные.
Большая Европа в целом и ее «еврозона», в частности, приедут в Канаду с рецептами, которые очень не нравятся США, но которые они, тем не менее, уже прописали собственным экономикам, банкам и валютным системам.
Речь идет о мерах жесткой бюджетной экономии; гильотинировании госрасходов в почти всех повсеместно странах ЕС (надо сократить бюджетные дефициты); введении налогов на банковские операции (чтобы создать из полученных средств «подушку безопасности» на случай банковских крахов - отголосок финансового кризиса в США); жестком регулировании отдельных банковских операций (деривативы, хедж фонды), замораживании заработной платы и т.д. Все это уже было одобрено на последнем саммите ЕС в Брюсселе 17 июня.
Барак Обама пытался воззвать к «экономической совести» ЕС и уговорить Европу не глушить экономическое оздоровление сокращением государственных расходов в таких колоссальных масштабах (в общей сложности правительства ЕС должны урезать бюджеты на примерно 300 млрд евро). Обама 16 июня направил специальное письмо всем лидерам ЕС. В нем было сказано, что если драконовские меры экономии в Греции и Испании (самые финансово больные страны ЕС) еще можно оправдать, то хирургические урезания бюджетов (зарплат, увеличение налогов и т.д.) в Германии, Франции, Британии будут губительны для восстановления европейского здоровья. Они вызовут падение внутреннего спроса и дальнейшее замедление экономического роста. Роста, который к тому же явно страдает анемией.
Европейцы, в свою очередь еще в Брюсселе говорили, что попытаются уговорить участников G20 принять такие же меры (банковский налог, экономия бюджетов, замораживание зарплаты, социальных расходов и пр.). Но накануне «Канады» президент ЕС Херман Ван Ромпей объявил, что если G20 не пойдет за Европой, то Европа пойдет вперед одна. Скорее всего, так и будет.
В Торонто вообще, вероятно, пройдет многоуровневое расслоение. Банковские налоги Старого Света не поддерживают ни Россия, ни Китай, ни Индия. У России, на банковском секторе которой не так сказался финансовый кризис, нет никакого резона облагать банки какими-то дополнительными сборами. Это было бы абсурдно на фоне заявленного стремления превратить Москву в мировой финансовый центр: какие же банки двинутся в страну, где их обещают обложить дополнительной податью? Аналогичная позиция у Пекина и Дели. И здесь возникает вопрос: не начнет ли банковский капитал переливаться из новых «налоговых» стран в «безналоговые»? Напомним, что налоги уже ввели или готовятся ввести Германия, Франция, Британия, Испания, Голландия - почти все страны Еврозоны. Часть спекулятивных капиталов, конечно, уйдет из Европы. Но по сравнению с тем, что могло бы быть без объявленных мер, - а это эрозия и возможный крах евро, - последствия были бы даже не тяжелыми, - катастрофическими. Да и сами налоги отнюдь не так уж велики. Например, в Британии они составят примерно 0,04-0,07%. В Германии и Франции чуть больше.
Вообще, в Европе утверждают, что американцы сильно лукавят, обвиняя Брюссель в том, что он своими мерами подрывает надежды на скорое оздоровление экономики. США, говорят в Европе, не стоит обольщаться и думать, что Европа станет удобным рынком для их товаров и услуг. Как выразился один европейский эксперт, «мы не позволим Америке экспортировать к нам ее долги», завалить своими товарами и за счет европейцев выбраться из кризиса, созданного самими янки.
В целом, похоже, дело идет к тому, что Европа превратится в отдельную финансовую крепость, со своими собственными мерами противодействия кризису. Сил на борьбу с ним хватит. Но для Барака Обамы это очень даже нежелательный поворот. Если рынки Старого Света будут вялыми и не смогут принять американские товары, то шансы США на экономический подъем становятся довольно призрачными. «Завести» экономику экспортным ключом просто не удастся - такого рынка как Европа США не найти. Китай, открыть свои просторы для американского экспорта не готов и обесценивать юань не хочет.
Так что, похоже, в Канаде будет очень трудный консилиум.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции