Распространено мнение, что в советские годы выпускникам вузов была гарантирована хорошая зарплата, тогда как сейчас это не так. Тем не менее, родители всеми силами стараются «пристроить» своих детей в вузы. О нынешней ситуации в сравнении с прошлым и будущим в интервью РИА Новости рассуждает старший научный сотрудник Центра трудовых исследований Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Анна Лукьянова.
- Анна Львовна, говорят, в СССР образование гарантировало людям высокий доход, а сейчас не дает ничего. Это правда?
- Мнение распространенное. Но исследования, проведенные еще в 1980-е годы по данным о советских эмигрантах, показали, что это не так. Каждый дополнительный год обучения в СССР увеличивал зарплату примерно на 2-3%.
А с началом реформ «доходность» вложений в образование стала расти. По имеющимся оценкам, в 1990 году каждый дополнительный год обучения увеличивал доходы в среднем на 4,2 %. Самую большую «прибавку к жалованию» - 8% - образование стало давать в 2003 –2004 годах. То есть сейчас образование увеличивает зарплату куда больше, чем в советское время.
Эти изменения связаны с тем, что в СССР плановая система искусственно сдерживала рост зарплат специалистов с высшим образованием за счет госконтроля зарплат и отвечало тогдашней идеологии. Государство выступало тогда и в роли инвестора, и в роли «собственника» полученных результатов. С точки зрения финансировавшего образование и платившего потом людям зарплату государство, и это было логично — в человека уже вложено немало средств, зачем платить ему больше?
- Но сейчас Россия превращается в страну всеобщего и зачастую некачественного высшего образования. Получается, что все отучившиеся в вузах автоматически станут зарабатывать больше?
- Скорее всего, рост доходов, который дает образование, прекратится, и может начаться его постепенное снижение. Однако резкого падения не будет, и к показателям советского времени мы не вернемся.
Увеличение доходов образованных людей в 1990-е годы было связано, в частности, с тем, что когда госконтроль был снят, предприятия стали конкурировать за работников, «доходность» образования выросла до нормального рыночного уровня. И работники с наибольшим образовательным «багажом» меньше пострадали от экономической нестабильности: сменили работу, профессию, открыли свое дело.
Сейчас произошло насыщение рынка труда людьми с высшим образованием. Предложение таких специалистов начинает превышать спрос на них, и они все чаще трудятся там, где не нужно высшее образование. А рост потребности людей в высшем образовании привел к появлению заведений, дающих некачественное образование. Если раньше наличие у человека диплома гарантировало определенный уровень компетенций, сейчас это не обязательно так, в особенности когда речь идет о заочной или вечерней формах обучения. Доверие к диплому у работодателей снижается, а с ним и стартовый заработок человека с дипломом вуза.
- Но если он окончил магистратуру или аспирантуру — он будет зарабатывать больше, чем выпускник бакалавриата?
- По России пока нет данных для корректного статистического исследования на эту тему. Магистратура у нас появилась недавно. Но, судя по другим странам, в России ситуация такая же или вскоре повторит западную.
Во всем мире на протяжении многих лет обучение в магистратуре и на уровне PhD – аналоге нашей аспирантуры - никаких дополнительных доходов не приносило: исследователи рассчитывают дополнительный доход образованных людей с учетом тех денег, которые они бы заработали, если бы не учились. С получением диплома бакалавра эти «утраченные заработки» становились слишком велики, чтобы дальнейшее обучение могло их компенсировать.
Но в последние 10-15 лет доходы магистров и обладателей ученых степеней начали расти быстрее, чем доходы бакалавров. Бакалаврское образование становится массовым, и бакалавр уже не может рассчитывать на высокие заработки сразу после выпуска. Да и технический прогресс повышает требования к подготовке специалистов. Раньше магистры и обладатели ученых степеней были востребованы в основном в государственном секторе, сейчас растет спрос на них в инновационном бизнесе.
- А как в других странах? Там образование материально дает больше, чем у нас?
- У нас «отдача» от высшего образования примерно соответствует уровню США и Великобритании – и немного выше, чем в странах континентальной Европы. В целом, чем более экономика страны либеральна, тем больше отдача от высшего образования. В либеральных экономиках меньше институциональных механизмов, сдерживающих рост зарплат – ниже налоги, ниже минимальные заработные платы, менее активны профсоюзы. Кроме того, если люди вкладывают в получение образования собственные средства, они вправе ожидать, что получат от них какую-то прибавку к будущим доходам. Наоборот, в странах с социально-рыночной экономикой, где больше разного рода регулирования, образование приносит меньший доход.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости