Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости
Не думаю, что широкой зрительской аудитории интересен проходящий сейчас Московский международный кинофестиваль, несмотря на присутствие в основной программе конкурса лент таких мэтров, как Клод Лелуш и Люк Бессон. И дело не только в том, что нынешний ММКФ пришелся аккурат на Чемпионат мира по футболу в ЮАР и непридуманные страсти, разворачивающиеся на спортивных аренах далекой африканской страны, выглядят гораздо занимательнее игры ума того или иного именитого режиссера.
Все проще. Мало по-настоящему интересного кино. И в этом ММКФ, увы (или к счастью), не одинок. Такой же кризис наблюдается и на остальных конкурсных площадках мира, будь то, Канны или Венеция. Тенденция времени состоит в том, что фестивальные награды, присуждаемые той или иной картине, совсем не означают широкого зрительского внимания к ней. И наоборот.
За примерами далеко ходить не надо. В этом году главный приз американской академии киноискусств («лучший фильм года») достался не «Аватару» Джеймса Кэмерона, ставшему самой кассовой лентой в истории кинематографа (более 2 млрд. долларов), который посмотрели миллионы людей в разных странах мира, а снятой в документальном стиле военной драме «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. Ее фильм – безусловно, талантливая работа, но в отличие от «Аватара», никак не тянет на событие – как в кинематографе, так и в общественной жизни.
Активно ломаются копья и вокруг свежей работы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2. Предстояние», которая в Каннах-2010 не получила ни одной награды. Тем не менее, если верить недавнему опросу ВЦИОМа, среди опрошенных россиян фильм посмотрел каждый десятый, а 46% даже назвали его «правдивым» и «трогающим за душу». При этом, правда, каждый десятый из респондентов отнес его к «обычным рядовым фильмам», а 29% отозвались о нем в негативных тонах.
А вот картина-победительница недавно завершившегося в Сочи «Кинотавра» Светланы Проскуриной «Перемирие», в котором молчаливый герой весь фильм бродит сторонним наблюдателем по унылым провинциальным городским пейзажам, переживая странную череду нелепых событий, явно не претендует на роль «властителя дум». И что-то мне подсказывает, что в кинопрокате эту ленту не ждет зрительский успех. Как впрочем, и другой российский фильм «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского (психологическая камерная драма о жизни двух обитателей полярной станции на севере Чукотки), который был в этом году удостоен сразу двух призов Берлинского кинофестиваля.
Нет, я не против артхаусного кино. В 1999 году два выпускника флоридского кинофакультета Дэн Майрик и Эд Санчез сняли за 25 тысяч долларов малобюджетный фильм ужасов «Ведьма из Блэр: курсовая с того света» о трех студентах из колледжа, которые заблудились и бесследно исчезли в сыром осеннем лесу в ходе работы над курсовой работой о местной ведьме. Авторы представили почтеннейшей публике свою картину, как смонтированную из найденных материалов и позиционировали ее, как документальную. Несмотря на отсутствие внятного сценария, спецэффектов, музыки, мистификация сработала – картина собрала в мировом прокате более 248 миллионов долларов и попала в книгу рекордов Гиннеса, надолго запомнившись любителям кино.
Да и тот же Михалков, отвечая на пресс-конференции в Каннах о сумме, потраченной на «Утомленных солнцем-2», сообщил, что «критики должны быть счастливы, что за такие деньги в России снимают артхаусное кино».
Дело в другом. Прошли те времена, когда призы Московского международного кинофестиваля получали такие знаковые работы, как «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, «Иди и смотри» Элема Климова, «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Восемь с половиной» Федерико Феллини.
На нынешнем ММКФ Россия представлена в основной конкурсной программе всего лишь одним художественным фильмом, «Воробьем» Юрия Шиллера. Лента о трудных буднях сына пастуха, спасающего совхозных лошадей от продажи на скотобойню снята в модном ныне документальном стиле. Видимо, в расчете на дальнейший просмотр в сельских и поселковых клубах. Остальные претенденты – представители, по большей части, стран Восточной Европы и Латинской Америки, чьи работы интересны, на мой взгляд, в основном, только киноведам.
Отчасти нельзя не согласиться с генеральным директором «Мосфильма» Кареном Шахназаровым, который считает, что, развалив старую, советскую систему киноиндустрии, что-то более толковое нынешние мастера искусств не предложили. В стране не снимается детское, комедийное, музыкальное кино, то есть, забыты те жанры, в которых отечественные кинематографисты были всегда традиционно сильны.
В эпоху Интернета и кабельного телевидения массового зрителя трудно удивить какими-то кинопроектами, рассчитанными на широкий успех в узком кругу. В итоге фестивали все больше превращаются в тусовку для своих, ярмарку тщеславия, а аудитория довольствуется футболом и телесериалами.
Впрочем, на ММКФ во внеконкурсной программе был показан и давно ожидаемый фильм - «Брестская крепость» режиссера Александра Котта, снятый на месте трагических событий лета 1941 года и реконструирующий оборону легендарной цитадели день за днем. Не хотелось бы ошибиться, но полагаю, что это кино, которого давно ждали. А значит, не все так грустно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции