Кадр - это часть пространства, предмет или его часть, избираемые для съемки, то есть то, что должно получиться на снимке, составить его содержание.
Выбор кадра включает:
• выбор объекта
• отыскание наилучшей точки съемки
• освещение.
Объект
Самое важное в снимке - его содержание.
При выборе объекта съемки надо учитывать его изобразительные качества. Например, малопривлекателен будет снимок, на котором между серыми плоскостями неба и зелени затерялся основной объект съемки, находившийся слишком далеко, или снимок, перегруженный второстепенными предметами, среди которых глаз не сразу находит главное.
Воспитывайте в себе избирательную способность в выборе кадра - умение выделять из окружающей действительности существенное, типическое и избегать включения в снимок лишних предметов, разбивающих впечатление и не имеющих значения для раскрытия темы.
Точка съемки
Следующая задача, связанная с выбором кадра - точка съемки. От точки съемки зависит не только размер предметов на снимке, крупный, средний или мелкий план. От позиции аппарата зависит и угол съемки, под которым фотограф, а затем и зрители, смотрят на фотографируемый предмет.
Если это здание, то его можно сфотографировать с любой из четырех сторон или с любого из четырех углов: снизу - с уровня глаз человека или сверху - с крыши соседнего высокого здания. Человека можно снять спереди (в фас), сбоку (в профиль) или из положения, среднего между этими двумя (в три четверти). Но самым удачным, как правило, будет только одно их них.
Целесообразно выбранная съемочная позиция помогает выявить в объекте его характерные особенности, и, в немалой мере, определяет различие между интересным и скучным снимком.
Однако не всегда легко решить, какая точка съемки является единственно правильной, наилучшей. В таких случаях, если имеется возможность, сфотографируйте объект с нескольких привлекающих ваше внимание точек.
Разумеется, при выборе съемочной позиций на натуре приходится считаться с освещением.
Освещение
Освещение играет при съемке важнейшую роль. Ведь вся фотография основана на действии света. Предметы мы видим и можем сфотографировать лишь потому, что они освещены.
Освещение в фотографии бывает естественное (дневное или солнечное) и искусственное (люстры и др.). Лампы-вспышки относят к дневному освещению, однако такое освещение нельзя считать естественным и фотоснимки со вспышкой часто получаются не естественными.
Существенное значение для результатов съемки имеет не только сила света, но и направление его как по отношению к освещаемому предмету, так и к фотоаппарату.
Здесь можно привести несколько простых правил.
Старайтесь не допускать, чтобы солнце светило в объектив. Значит, солнце должно находиться где-то за спиной фотографа. Конечно, иногда необходимо сделать фотографию даже с солнцем в кадре, но это удел профессионалов.
Однако, если солнце расположено прямо позади фотоаппарата, примерно на продолжении его оптической оси (по отношению к объекту такое освещение называется передним), предметы на снимке получатся лишенными теней и потому плоскими.
Как известно, объемность, выпуклость предметов выявляется и передается на фотоснимке именно благодаря сочетанию светов и теней. А такой вид освещенности получается при косом направлении лучей источника света. Следовательно, наиболее благоприятным освещение для съемки бывает тогда, когда солнце находится позади фотоаппарата, но несколько в стороне, так, чтобы тени от предметов (или их продолжение) встречались с направлением оптической оси объектива под углом.
Освещение под углом, близким к 45 градусам - наилучшее, идет ли речь о портрете, архитектуре, пейзаже или каком-нибудь объемном предмете. Оно является общепринятым для всевозможных съемок. Существенные отступления возможны, а иногда даже необходимы в художественных или технических целях, но начинающему фотографу свои первые снимки лучше делать именно при таком освещении.
В тех сравнительно редких случаях, когда по условиям съемки солнце находится где-либо впереди аппарата (это называется «контровой свет»), необходимо стараться прикрыть солнце так, чтобы оно не светило на объектив.
Все сказанное в полной мере относится и к размещению источников искусственного света.
Во всех случаях рекомендуется использовать бленду.
Каждую съемку по возможности начинайте с предварительного всестороннего осмотра намеченного объекта.
Фотографируя человека, вы можете поворачивать его по отношению к свету и к аппарату или менять положение фотокамеры. Работая с источником искусственного света, вы можете перемещать его. При съемке неподвижной натуры (здание, пейзаж) вы более связаны. Можно выбрать погоду и время дня, но на техническое качество и выразительность снимка сильнее всего влияют точка и угол съемки. Даже легкий поворот объектива в сторону удаляет из поля зрения аппарата одни предметы и вводит другие.
Выбрав объект, точку съемки и освещение, а также решив, каким будет формат снимка - горизонтальным или вертикальным, проверьте, совпадает ли намеченный вами на натуре кадр с тем, который вы видите в видоискателе, и, если нужно, внесите поправки в положение фотоаппарата. При этом всегда стремитесь возможно полнее, целесообразнее использовать площадь негатива, без надобности не измельчая изображения и не оставляя по краям слишком больших пустых полей.