ШАНХАЙ, 22 июн - РИА Новости. Российские компании обладают целым рядом конкурентоспособных инновационных технологий, однако для внедрения новых разработок необходимо развивать спрос на них со стороны массового потребителя - а это в первую очередь городские жители, отметили участники "круглого стола", прошедшего во вторник в российском павильоне на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010.
Экспертный "круглый стол" был проведен по итогам международного тематического форума в городе Уси "Технологические инновации и развитие городов".
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов заметил, что ЭКСПО-2010 нельзя воспринимать только как совокупность экспозиций разных стран. "Исключительное значение имеет работа российских делегатов на тематических международных форумах в рамках ЭКСПО. Уровень участников этих форумов чрезвычайно высок. Всемирная выставка позволяет рассмотреть проблемы развития России в глобальном контексте", - указал замминистра, который возглавлял делегацию России на форуме в Уси.
Тема инноваций связана с инфраструктурой, энергетикой, транспортом, медицинскими технологиями, поэтому крайне важно показывать приоритет в тех или ных областях, продолжил он. Наумов напомнил, что российские компании обладают конкурентоспособными технологиями производства оборудования для использования солнечной энергии, активно развивают приливную энергетику, медицинские технологии и другие инновационные направления. Не случайно, по его словам, в экспозиции российского павильона представлены пять медицинских технологий, разработки в области информатики и энергетики.
По мнению принявшего участие в дискуссии генерального директора "Эксперт РА" Дмитрия Гришанкова, влияние инноваций на развитие городов должно рассматриваться в двух основных аспектах. С одной стороны, города должны формировать спрос на инновации, а с другой стороны, именно сконцентрированный в городах креативный класс должен этот спрос удовлетворить, пояснил он.
Заместитель генерального директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Наталья Иванова отметила, что экспозиция ЭКСПО-2010 показала - сегодня приоритет отдается улучшающим инновациям. Глобальный спрос на прорывные инновации и креативность резко вырос, однако в полной мере не удовлетворяется, заявила она.
В свою очередь руководитель Исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин заявил, что технологические инновации сами по себе не обладают ценностью - крайне важно, чтобы они шли в ногу с инновациями социальными. В России, считает он, внедрение новых технологических разработок сдерживается отсутствием спроса на них со стороны массового потребителя. "Наше общество потеряло инновационный потенциал не потому, что перестало быть креативным, а потому, что утратило склонность к использованию инноваций, поэтому крайне важно обратить особое внимание на создание и развитие в России "общества потребления инноваций", - сказал Задорнов.
По мнению декана факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимира Зинова, спрос на инновации формирует либо конкурентная среда, либо использование государством инструментов технического регулирования. Он также отметил, что реализации инновационного потенциала российского креативного класса препятствует отсутствие у отечественных специалистов навыков проработки новых проектов на прединвестиционной стадии. Для того, чтобы этот пробел был восполнен, необходимы изменения в системе профессионального образования, считает эксперт.
Проведенный в российском павильоне экспертный "круглый стол" - третий, посвященный итогам международных форумов в рамках Всемирной универсальной выставки в Шанхае. До конца ЭКСПО-2010, которая завершится 31 октября, планируется провести еще две дискуссии российских экспертов по итогам международных форумов в Китае.