Российское школьное образование назвать полностью открытым сейчас нельзя, однако предпринимаются шаги для того, чтобы оно таковым стало. 21 июня заканчивается общественное обсуждение материалов по подготовке публичных докладов образовательных учреждений. О том, что представляют собой эти документы и какова их роль в системе образования, в интервью РИА Новости рассказывает директор Института управления образованием Российской академии образования Сергей Кравцов.
- Сергей Сергеевич, что такое публичный доклад образовательного учреждения?
- Это отчет о деятельности образовательного учреждения за учебный год, который публикуется в средствах массовой информации или на сайте образовательного учреждения.
Министерством образования и науки РФ обнародован для обсуждения перечень минимальных сведений, какие должны быть отражены в подобном докладе. Прежде всего, это данные о контингенте учащихся, сведения об администрации. Важны также сведения о финансово-экономической деятельности: годовой бюджет, платные образовательные услуги, распределение средств бюджета.
Образовательное учреждение должно представить информацию и о кружках и секциях в школе, о том, как и чем питаются дети в столовой, об оснащении кабинетов информатики, об условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и другие данные.
То есть доклад отражает все аспекты деятельности образовательного учреждения. За руководством остается право давать информацию сверх названного регламентированного минимума.
- И такие доклады уже практикуются?
- Да. В 2007-2009 годах в регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования, школы были обязаны представлять публичные доклады о своей деятельности. Со временем эта практика распространилась на образовательные учреждения по всей России. К примеру, недавно я видел отчет одного из лицеев Екатеринбурга – прекрасная полиграфия, фото, – где родителям в доступной форме рассказывается о деятельности школы, её программах, внеклассных мероприятиях.
- Так ли важна роль публичных докладов?
- Несомненно, она важна. Образование у нас в стране становится все более открытым. Переход школ на нормативно-подушевое финансирование влечет за собой множество перемен. Каждый директор теперь напрямую заинтересован в привлечении учеников именно в свою школу. Поэтому необходимо, чтобы о деятельности данного образовательного учреждения было известно как можно больше – и чтобы родители принимали решение о том, куда отдать им своего ребенка, на основании проверенных и точных данных. А если у родителей будет возможность заранее ознакомиться с образовательными программами, отзывами учеников прошлых лет, узнать, кто будет учить их ребенка в средней и старшей школе, это снимет немало вопросов, волнующих мам и пап будущих первоклассников.
Публичные доклады – это еще и способ общественного контроля за деятельностью школы. Сейчас пока мало кто отдает себе отчет в том, что каждое образовательное учреждение функционирует на деньги налогоплательщиков и, значит, каждый, кто платит налоги, вправе потребовать информации о том, на что был потрачен каждый рубль выделенных из бюджета денег.
- Насколько родители готовы к такому подходу в образовании? Ведь не секрет, что многие из них почти не участвуют в школьной жизни своих детей…
- Пока в этом плане нам далеко до стран Европы и США, где и появилась идея публичных докладов образовательных учреждений. К примеру, в Англии директор школы назначается управляющим советом, в составе которого есть родители и выпускники этой школы. У нас до сих пор даже сама система общественных советов зачастую существуют лишь номинально. Но отказываться от этой идеи только из-за инертности родителей неправильно.
Постепенно все больше и больше людей будут задумываться о том, в какую школу они отдают своего ребенка. Причем рост такой заинтересованности виден уже сейчас – достаточно посмотреть хотя бы на число желающих попасть в лучшие школы любого города по стране. Публичные доклады в таком случае будут прекрасным источником достоверной информации о деятельности школы.
- Сейчас руководители многих школ не спешат обновлять информацию, на сайтах – публичные доклады за 2005-2006 годы. Не получится ли, что, когда доклады станут обязательными, они будут пустой формальностью?
- Конечно, такой риск есть. Но стоит и понимать: не каждая школа стоит перед необходимостью представлять развернутый доклад на десятках страниц с фотографиями и подробным описанием всей работы.
Публичный доклад будет в первую очередь актуален для лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Не стоит также забывать и о второй функции публичных докладов – это помощь директору в анализе работы учебного заведения, которая позволит следить за ходом выполнения программы развития школы – программы, рассчитанной на длительный срок.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости