ВАШИНГТОН, 18 июн - РИА Новости, Светлана Бабаева. «Обамамания» продолжается, отношение к американскому президенту в мире в целом остается положительным, но далеко не везде. Такие выводы можно сделать из опубликованного вчера глобального опроса Pew Research Center, охватывающего 22 страны.
В том году одним из самых примечательных в докладе выводов была охватившая Запад и часть африканских стран «обамамания» при весьма сдержанном отношении к новому президенту в мусульманских странах и России.
В этом году можно, пожалуй, назвать три примечательных вывода.
Первый - мощное очарование американским президентом России так и не передалось, но выросло положительное отношение к самой Америке (+ 13 процентов по сравнению с прошлым годом, самый большой прирост среди опрошенных стран). Мадлен Олбрайт, патронирующая проект, объяснила, как она выразилась «феномен России», результатами «перезагрузки», а также тем фактом, что администрация действительно исполняет ту политику, которую декларирует. Как итог - на вопрос об уверенности, что Обама все «будет делать правильно в мировых делах» положительный прирост дали Россия - на 4 процента больше ответивших «да» (41 процент всего против 37 процентов в 2009 году) и Кения (+1 процент). Все остальные, пусть и незначительно, но свои восторги умерили.
Авторы доклада выглядели буквально ошеломленными, констатируя такой прирост любви к Америке в России. На самом деле ничего удивительного в этом нет: российский истеблишмент, хотя и подустал от политики Буша, Барака Обаму встретил весьма настороженно. С экранов телевизоров (а именно по ним среднестатистический респондент формирует свое отношение к далекой, неизвестной стране) продолжали звучать жесткие высказывания в сторону США, всевозможные предупреждения о контрдействиях, если Вашингтон не свернет планы ПРО, не прекратит так активно интересоваться постсоветским пространством и т.д.
Затем начались реальные контакты между двумя странами (визит Дмитрия Медведева в Штаты на следующей неделе - еще одно тому подтверждение), американцы действительно сменили тональность, перестали нервировать Россию по всяческим болезненными темам типа демократии или Грузии. Затем пошли изменения по планам ПРО и, наконец, новое соглашение СНВ. Официальная риторика сначала в США, а затем и в России изменилась. На что не замедлило отреагировать общественное мнение.
Второй любопытный вывод опроса - США перестали быть «крайними» за мировые экономические неурядицы. Если в прошлом году респонденты почти всех стран в своих экономических бедах обвиняли США, то в этом они уже обращают недовольство на собственные правительства. Российские граждане - в том числе. 40 процентов считает, что правительство хорошо справляется с экономикой, 53 процента - что плохо.
Эти цифры, впрочем, есть дополнительное подтверждение тому, что социологи называют двойственностью российского восприятия: как символ нации Владимир Путин непоколебим, как менеджер правительства - критикуем. Эта двойственность и обеспечивает ему незыблемость, чем не может похвастаться Барак Обама, чьи рейтинги с зимы заметно «поплыли» именно из-за недовольства скромными результатами его усилий по выправлению экономического положения Америки. Налогоплательщики ждали большего.
Вывод третий - исламский мир по-прежнему недолюбливает и Америку, и ее лидера. И вот здесь интересно. Больше года, начиная со знаменитой каирской речи Обамы, администрация пытается «перезагрузить» отношения с исламским миром. От многочисленных чатов американо-арабского коммьюнити до дней культуры соответствующих стран; от ухудшившихся из-за поселений отношений с Израилем до бесконечных деклараций от отказе от одностороннего подхода в мировых делах. Что в итоге? За исключением Нигерии, остальные мусульманские страны по-прежнему негативно относятся к США. И более того - еще более негативно, чем год назад: Ливан - положительно относятся к США 39 процентов (в 2009 году - 47); Египет - 16 процентов (год назад 25). Незначительный прирост положительных оценок дали Пакистан (16 процентов против 15 год назад) и Турция (17 процентов против 14).
США все равно воспринимаются как сторонник одностороннего подхода, война в Афганистане плюс израильско-палестинский конфликт, инерция восприятия, сохранившаяся после президентства Буша; надо продолжать работать в сторону укрепления многостороннего подхода - такие объяснения дают авторы исследования. Но достаточны ли они? Инерция восприятия не помешала улучшить свое отношение к США ни Китаю, ни России. А огромные усилия по переформатированию отношений с исламским миром, в свою очередь, наоборот не принесли ощутимых результатов с точки зрения отношения граждан. Возможно, по этой причине авторы исследования признали, что негативное отношение исламского мира в целом сохраняется, но предпочли не акцентировать внимания на том, что в ряде стран оно еще и растет, причем именно в тех, которые традиционно считались союзниками США в регионе, - Египте, Иордании, Турции.
С Турцией вообще любопытно. Помимо исследования отношения к Обаме, Америке и американцам, социологи делают межстрановые опросы: как граждане той или иной страны относятся к другим странам и их лидерам. Так вот, большинство в девяти из 21 страны относятся к России в целом положительно. Наиболее значительный рост зафиксирован в Польше - 45 процентов положительно относятся к России по сравнению лишь с 33 процентами год назад (основной опрос проводился после трагедии под Смоленском). На 6 процентов увеличилось число позитивно настроенных к России американцев. Негативным осталось отношение к России турков - 65 процентов. Достаточно негативно к России относятся почти на всем на Ближнем Востоке и, что примечательно, в Азии. Так, настроены в отношении России негативно 45 процентов корейцев и 60 процентов японцев.
Таким образом, новые лица, подходы и заверения не наполняют мир взаимной симпатией в той мере, в какой он нуждается. Очевидно, этому препятствуют более глубинные процессы, происходящие внутри стран, на которые не так просто повлиять извне.