Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
С одним из двух общих врагов - финансовым кризисом и ядерным Ираном - ЕС и США бороться гораздо проще, чем с другим. Это - Тегеран. Последний летний саммит ЕС в Брюсселе 17 июня дал Бараку Обаме то, что явно было согласовано заранее - дополнительные санкции Брюсселя против Ирана. Они выходят далеко за рамки санкций, одобренных недавно СБ ООН (совсем не единогласно: 12 членов «за», двое - «против» и один «воздержался) при поддержке России и Китая. После введения санкций ЕС и аналогичных, но более жестких по последствиям для третьих стран, санкций США, вокруг Ирана будет установлен почти что полный торговый, финансовый, энергетический, военно- и промышленно-экспортный, а также визовый кордон.
Далее же, к концу июля, технические и юридические эксперты ЕС должны проработать схемы выполнение санкций конкретно, вплоть до составления полного списка подлежащих карательным мерам иранских компаний. Сделать это будет чрезвычайно трудно, поскольку у разных стран Евросоюза разные отношения с Ираном. О том, какие головоломкие задачи придется решать экспертам, говорит такой вот пример. США обнародовали собственные дополнительные санкции еще в минувшую среду, 16-го июня. В списке «запрещенных» компаний, как тут же сообщила лондонская Times, значатся и фирмы, которые входят в совместные предприятия по добыче газа в Северном море (оттуда поступает 1% всего ежедневно необходимого Британии газа) с British Petroleum на паритетной (50-50) основе. По «хромающей» в Мексиканском заливе BP, выходит, ударили еще и в Северном море. Видно, ее действительно ждет тяжелое будущее.
Европе, надо сказать, будет гораздо тяжелее «расставаться» с Ираном, чем США. У американцев торговый обмен с Тегераном сведен до такого минимума (незапрещенные медпрепараты, фармацевтика и, до определенного времени, такая экзотика, как черная иранская икра), что почти не виден. Ежегодный же объем торговли между Ираном и Большой Европой (всеми 27-ю членами ЕС) составил на начало этого года 30 млрд долларов. Франция, Италия и Германия всегда были важнейшими торговыми партнерами Ирана в Европе.
Естественно, 90% иранского экспорта в ЕС составляют энергетические товары: нефть, газ, жидкий газ и прочие производные углеводородов. Иран всегда получал от ЕС продукцию машиностроения, обрабатывающей промышленности, транспортное оборудование, промышленные и химические товары.
В том виде, в каком ЕС одобрил пакет новых санкций против Ирана, уже нет даже намека на то, что их применение ограничено исключительно областями ядерных исследований и военными, ракетными программами Ирана. Европейцы теперь (через месяц) начнут блокировать банковские операции с Ираном, страхование, вводят запреты на вход в европейские воды и воздушное пространство иранских судов и самолетов (тех, что контролируются государственными компаниями или частными компаниями под контролем Стражей исламской революции - СИМ). Прекратится выдача виз всем, связанным с корпусом стражей революции. Замораживаются все активы компаний, которые подозреваются в принадлежности к СИМ. Европейским компаниям будет запрещено поставлять Ирану любое оборудование и технологию для переработки нефти, сжижения газа и перевозки сжиженного газа и пр. Единственное, чего не предполагают делать европейцы, так это вводить полный запрет на продажу Ирану бензина, поскольку у последнего «недостаточно мощностей для очистки нефти» и он импортирует треть всего необходимого стране бензина. Но это, пожалуй, мало чем поможет простым иранцам.
Поскольку крупные европейские компании (не говоря уже о США) уже давно не ведут операций в Иране, то меры прежде всего скажутся на мелких и средних нефтеперерабатывающих европейских фирмах и компаниях, поставляющих в Иран соответствующее нефтяное оборудование и услуги. Перебои с топливом в Иране теперь неизбежны.
США еще раньше объявили аналогичные санкции. Только американцы, как всегда, пошли гораздо дальше. США запретили любым американским гражданам (компаниям) любые транзакции с иранскими фирмами, попавшими в обнародованный в середине июня дополненный «черный список» министерства финансов (71 иранская компания). Как уже заявил заместитель госсекретаря США Стюарт Леви, любые иностранные компании, которые будут вести дела с иранскими «запрещенными» фирмами, рискуют быть «втянутыми в незаконную деятельность». Это уже похоже на угрозы применять санкции к любым иностранным компаниям, которые США сочтут нарушающими их односторонние запреты на контакты с Ираном.
Вообще, вся эта нынешняя каскадная санкционная активность США и ЕС подтверждает то, о чем последние месяц-два говорили некоторые американские и европейские эксперты. Администрация Обамы вовсе не собирается принимать «смягченную» Китаем и Россией резолюцию по санкциям СБ против Ирана. Пекин и Москву надо было нейтрализовать «смягчением требований» в документе, чтобы они не использовали свое право вето. Сама резолюция была нужна для легализации следующего шага против Тегерана - начала введения односторонних или групповых санкций против Ирана. Причем вне рамок, обговоренных в резолюции ООН. Жестких карательных санкций.
В этом есть своя логика. Размытые санкции мало что дали бы для нажима на Тегеран. Теперь же, как утверждают официальные лица США и ЕС, они могут сработать. И за ними стоит не только стремление принудить нынешний иранский режим к переговорам по его ядерной программе. Есть и цели, что называется, «вторичные». Это: охладить пыл Израиля и предотвратить нанесение «превентивного» удара по атомным объектам в Иране; успокоить арабских соседей Ирана, которые не менее Израиля опасаются «атомных аятолл»; и, наконец, продемонстрировать другим претендентам на обладание бомбой, что им придется заплатить за это очень дорогую цену. Т.е. Иран - это еще и демонстрация того, что может быть если…
За США и ЕС уже последовали или готовятся последовать Австралия, Япония, Южная Корея.
Правда, в частном порядке, сами европейские и американские дипломаты признают, что у них нет полной уверенности в том, что санкции дожмут Тегеран до переговоров. Многие же европейские скептики опасаются, что вместо европейцев и американцев в Иран тут же выдвинется Китай. Турция уже активно развивает свою торговлю и инвестиции с Ираном. Сам он наращивает торговые отношения с Индией, Пакистаном, Венесуэлой. Так что альтернативы полному торговому кордону у Тегерана все-таки есть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции