МОСКВА, 17 июн - РИА Новости. ОАО "НК "Роснефть", занимающее первое место в России по объемам добычи нефти, и американский энергетический гигант "Шеврон" (Chevron Corp.) подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную разработку Западно-Черноморского лицензионного участка, который включает месторождение "Вал Шатского", а также соглашение о промежуточном финансировании.
Подписи под документами поставили главы двух компаний Сергей Богданчиков и Джон Уотсон (John Watson). Церемония подписания состоялась в четверг в Ново-Огарево, на ней присутствовал премьер-министр РФ Владимир Путин, который затем провел встречу с руководством корпорации Chevron.
Ресурсы лицензионного участка составляют 858 миллионов тонн нефти, с учетом рисков - 180 миллионов тонн. На участке планируется пробурить две поисково-разведочные скважины - "Северочерноморскую", в 200-км от Новороссийска, и "Марию", к северу от Туапсе. Их бурение должно начаться до конца 2011 года. Инвестиции в проект могут превысить 1 триллион рублей.
Подконтрольная государству "Роснефть" купила 100% ООО "Вал Шатского", которое владело лицензией на геологическое изучение нефтегазоносного участка недр Западно-Черноморская площадь на шельфе Черного моря, в 2007 году. Сначала она планировала самостоятельно реализовать первый этап освоения перспективных участков шельфа, однако в 2009 году начала переговоры с крупными западными компаниями о привлечении их к этим проектам.
Эксперты считают, что без иностранного присутствия было не обойтись.
"Разработка шельфа в России дело капиталоемкое, в одиночку потянуть его сложно. Кроме того, западные компании располагают более современными технологиями. Российские нефтяники уже успешно сотрудничают с иностранцами, в частности, на шельфе Сахалина, и, как мы видим, это направление решено развивать", - сказал РИА Новости аналитик ИК "Финам" по нефтегазовому сектору Александр Еремин.
Инвестиции в обмен на преференции
В беседе с журналистами, говоря о том, почему партнером был выбран именно "Шеврон", вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в российском правительстве ТЭК, отметил, что при принятии решения "принималась во внимание и экономическая составляющая", и "Шеврон" дал наилучшие условия".
Инвестиции в проект на этапе геологоразведочных работ составят до 1 миллиарда долларов, причем привлечение этих средств в основном будет обеспечивать Chevron, которая может сделать это "по очень выгодной ставке". В случае успешной разведки и продолжения проекта они могут превысить 1 триллион рублей.
По словам Сечина, "Роснефть" и Chevron создадут холдинг, доли будут соответствовать компетенции и финансированию, при этом лицензия на геологоразведку и добычу в рамках проекта будет у "Роснефти".
Глава Chevron считает, что сейчас оптимальное время для реализации в России подобных проектов.
"И ценовая конъюнктура является благоприятной... Chevron обладает богатым опытом разработки глубоководных месторождений, в частности, карбонатных залежей, и этот опыт, а также опыт компании "Роснефть" позволит обеспечить успешное освоение данного месторождения", - сказал он.
В то же время Уотсон заметил, что поскольку проект обладает высокими рисками, возможно, потребуются налоговые преференции.
"Необходимо будет работать в тесном контакте с правительством для обеспечения адекватных налоговых условий для разработки таких проектов", - заявил он.
Сечин со своей стороны не исключил возможности предоставления налоговых льгот.
Он отметил, что в РФ действуют льготы для нефтяных месторождений Восточной Сибири, основанные на экономике реализуемых там проектов, но "необязательно, что такой режим будет применяться и для этого проекта". По словам Сечина, решения о льготах могут быть приняты по мере реализации проекта.
По мнению аналитика ИК "Финам" Александра Еремина, в свете решения о возвращении пошлин на нефть Восточной Сибири "есть опасения, что льготы для Черноморского шельфа - если таковые будут - также могут отменить после начала добычи".
"С другой стороны, в восточносибирских проектах не задействованы иностранцы - возможно, Chevron все же не поставят перед фактом, как российские компании. В любом случае, это вопрос доверия, и, возможно, у американцев уже есть устные гарантии от российских властей", - отметил он.
Главное - экология
Премьер-министр РФ Владимир Путин, обратив внимание, что начавшие в Каспийском море добычу нефти российские компании "экологические проблемы решают на самом высоком уровне", заявил: "Исхожу из того, что планируемая работа с "Роснефтью" будет осуществляться на высоком уровне, с соблюдением всех экологических стандартов".
Глава американской компании Джон Уотсон заверил, что "на фоне текущей аварии в Мексиканском заливе" будут приняты все необходимые меры.
На платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе 20 апреля произошел мощный взрыв, за которым последовал 36-часовой пожар. Тогда погибли 11 человек и 17 пострадали. После того, как 22 апреля платформа затонула, началась утечка нефти, которая уже нанесла огромный экологический и материальный ущерб американским штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи. США ввели мораторий на бурение шельфа у побережья Аляски, Виргинии и в Мексиканском заливе, под который попала и Chevron.
"Решение вопросов экологической безопасности являются ключевым фактором успеха таких проектов", - подчеркнул Уотсон, отметив, что "Шеврон" уже успешно пробурила более 375 скважин в сложнейших экологических условиях.
В свою очередь Игорь Сечин сообщил: "Мы договорились, что все экологические риски будут сняты партнерами".
"Я взял обязательство, что мы будем вести работу по обеспечению экологической безопасности в соответствии с самыми высокими требованиями", - подтвердил глава американской компании.
Аналитик "Газпромбанка" Иван Хромушин заявил РИА Новости, что не видит особых опасностей в проекте.
"ЧП в Мексиканском заливе - случай экстраординарный, редкий по масштабам. Шельфы разрабатываются и эксплуатируются не один десяток лет, и эта авария стала самой серьезной за все время. Очевидно, что она повлечет за собой масштабный пересмотр требований безопасности при совершении подобных работ. И компании, и власти государств осознают повышение уровня риска, они будут ужесточать ныне действующие стандарты. В случае с Черноморским шельфом сначала будет вестись оценочное бурение, при котором рисков меньше, чем при промышленной добыче. Но и последняя в целом вполне безопасна и будет развиваться как на Черном море, так и в других регионах - шельф остается важнейшим источником нефти, а его эксплуатация - важным гарантом энергобезопасности", - считает он.