МОСКВА, 17 июн - РИА Новости. Три сибирских ассоциации турбизнеса обвинили крупнейшие московские туроператорские компании - "Натали Турс", Pegas Touristik и "Анекс Тур" - в безответственности. В открытом письме, направленном в Министерство спорта, туризма и молодежной политики, Ростуризм, Росавиацию, Российский союз туриндустрии, Ассоциацию туроператоров России, губернаторам Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края, а также средствам массовой информации, Новосибирская ассоциация туристских организаций, Кузбасская ассоциация предприятий туристской индустрии и Алтайская региональная ассоциация туризма высказывают крайнюю обеспокоенность ситуацией, сложившейся на сибирском региональном туристском рынке.
В обращении говорится, что качество турпродукта, предлагаемого рядом московских операторов, не соответствует требованиям действующего законодательства и ставит под сомнение цивилизованность рынка туристических услуг в Сибирском регионе (равно как и в России в целом), более того, выглядит угрожающе для потребителя. Претензии ассоциации предъявляют не только столичным грандам турсектора, но и их партнерам - авиакомпаниям "Аэростар", Nord Wind и "Оренбургские авиалинии".
Так, в письме сообщается, что "Натали Турс" 2 июня 2010 года (за два дня до начала программы, то есть до первого вылета) полностью аннулировала заявленную ранее программу полетов из Новосибирска и еще четырех городов России в Испанию, Италию, Грецию и на Кипр. "По программе "Лето 2010" только на прямых рейсах из Новосибирска должно было улететь на отдых порядка 10 тысяч туристов. Рейсы были отменены. Однако по настоящее время отсутствует какая-либо программа реализации дальнейших полетов и стыковок в Москве", - пишут авторы обращения. По их данным, авиабилеты туристам выдаются только в аэропорту и только в одну сторону, сроки возврата средств за оплаченные туры не уточняются. "Более того, до момента вмешательства в ситуацию представителей власти, туристам, которые отказывались от тура в связи со снятием программы, отказывали в возврате паспортов с открытыми визами, угрожая аннуляцией визы", - утверждается в письме.
В адрес Pegas Touristik и "Анекс Тур" также выдвинуты обвинения в отмене рейсов, переносе и задержке вылетов на всех направлениях, а "в Турцию в 90% случаев - до пяти часов и более", неоднократной замене перевозчика, переводе беспосадочных рейсов в стыковочные, увеличении или сокращении продолжительности туров на один-два дня, а также изменении стоимости путевок.
"Натали Турс" и "Анекс Тур" уже обнародовали ответные письма. В частности, гендиректор "Натали Турс" Наталия Воробьева объяснила возникшие проблемы тем, что давние партнеры туроператора - "Трансаэро" и S7 - из-за нехватки воздушных судов не смогли выступить соорганизаторами региональных программ компании. Поэтому она была вынуждена привлечь к сотрудничеству авиакомпанию "Аэростарз". Планировалось, что туристов из городов Сибирского региона в Испанию, Грецию и на Кипр будут отправлять на Ту-214. "Однако этого не произошло: непосредственно перед стартом программы "Аэростарз" заявила о невозможности ее выполнения, сославшись на техническую неготовность воздушных судов и проблемы с экипажем, после чего расторгла договор, несмотря на проплаченные нами депозиты", - сказано в письме туроператора.
Оказавшись в такой ситуации, "Натали турс" предложила альтернативные варианты отправки туристов к месту отдыха без увеличения стоимости турпакета. "Все туристы, купившие туры "Натали Турс" с вылетом из сибирского региона, начиная с 4 июня 2010 года отправились на отдых в соответствии со сроками, указанными в путевках, на регулярных рейсах "Трансаэро" транзитом через московский аэропорт Домодедово без изменения стоимости тура. Все дополнительные расходы взяла на себя компания "Натали Турс". При этом обращаем внимание на то, что информация о замене (но никак не аннуляции!) рейсов была заранее, до первых вылетов, доведена до сведения агентств-партнеров, а также размещена на сайте "Натали Турс". Если туристов не устраивал транзитный регулярный авиаперелет, они могли отказаться от поездки, в этом случае им возвращалась полная стоимость путевок", - пишет Воробьева.
"Анекс Тур" также объясняет сбой в чартерной программе возникшими у перевозчиков проблемами. В связи с выходом из строя одного самолета туроператору пришлось срочно искать ему замену у другой авиакомпании. "Однако несмотря на сложности и финансовые потери, понесенные компанией "Анекс Тур" в связи с вынужденной заменой по маршруту Новосибирск-Анталья-Новосибирск, мы выполнили все обязательства по договору и компенсировали туристам принесенные неудобства - бесплатными экскурсиями, продлениями проживания или возвратом денежных средств", - говорится в сообщении компании, распространенном для СМИ.
Pegas Touristik в лице генерального директора Анны Подгорной прокомментировала выдвинутые обвинения на сайте RATA news. По ее словам, решение о задержке рейса принимают авиакомпании, но никак не туроператоры. При этом она подчеркнула, что причины возможных задержек прописаны в Воздушном кодексе и все они связаны с безопасностью полетов. "Что касается появления промежуточных посадок, то Pegas всегда предупреждает об изменениях условий перелета и предлагает туристу несколько вариантов его дальнейших действий, - сказала Подгорная. - Если клиенту ни один не подходит, он вправе аннулировать тур и получить его полную стоимость".
Она признала, что предложения об увеличении или сокращении продолжительности туров на один-два дня от туроператора, действительно, иногда поступают. Но и это связано с тем, что авиаперевозчик изменяет сроки вылета. Но и в случае, если срок тура увеличился, турист дополнительно ничего не платит, а если уменьшился - ему либо возвращается часть оплаты, либо предлагается компенсация. "Пассаж о "беспределе" считаю некорректным, - заметила Подгорная, призвав работать профессионально, без истерик. - Если есть конкретные предложения, делайте их адресно и предметно. Мы открыты для переговоров и готовы обсуждать любую проблему. В конце концов, мы все живем в рыночных условиях".
Новосибирская ассоциация туристских организаций (НАТО) зарегистрирована в 1998 году. Ее членами являются 36 компаний, которые, по оценкам специалистов, заплатили в бюджеты разных уровней 80% налогов, получаемых от туриндустрии Новосибирской области.
Кузбасская ассоциация предприятий туристской индустрии создана в 2003 году. Объединяет 25 крупнейших туристических компаний Кемеровской области.
В Алтайскую региональную ассоциацию туризма (АРАТ) входят 24 туристические компании, ассоциация основана в 2004 году.